November 21, 2016

Петербург, день 2: немного транспорта и много трамвая

<-- день 1 день 3 -->

Есть у меня есть что-то типа особенности - не умею в материалах обходить вопросы транспорта. Думаю, это хорошо заметно по постам :) и Санкт-Петербургом тут не стал исключением.

Транспорт в городе нельзя рассматривать в вакууме, равно как и нельзя рассматривать одни виды в отрыве от других - вопрос мобильности населения общий. Петербургу повезло с планировкой, когда-то город был трамвайной столицей, но сейчас ситуация скорее удручающая - общая политика города в этом вопросе, как я вижу, звучит "сейчас всё хорошо, менять ничего не надо". Но сейчас не есть хорошо, а менять надо много чего, начиная с тарифного меню, заканчивая транспортной сетью и приоритетом на улицах. Приезжая из Москвы, где не всё хорошо, но что-то делают, это хорошо заметно.

01. Детального разбора каждого вида транспорта, его проблем и путей развития не будет - эта работа тянет на стратегию развития и заняла бы очень много часов, за которые бы никто не заплатил, а прочитало бы её целиком человек 5,5. Но зато есть впечатления, новости и отдельные мысли. Например, вот главная боль СПб:

02. Хорошая сетка улиц и среднеэтажная квартальная застройка сделала своё дело - транспортный коллапс в городе случился намного позже, чем в той же Москве. Но он уже в городе и если не остановить повальное автомобилепользование и не начать менять психологию людей в отношении личного авто, то очень скоро люди начнут жить в пробках. Уже сегодня практически всё, что возможно, запарковано (чего стоит только бесплатная массовая парковка у стен Казанского собора...):

03. Зато СПб единственный город, который строит нормальную городскую скоростную дорогу. Западный скоростной диаметр не идёт по улицам, не мешает пешеходам и общественному транспорту и он платный. Финансируется всё это дело городом и частником. Иными словами, кто захочет - проедет быстро, при том вред для города сведён к минимуму. Скоро дорогу должны замкнуть и всё заработает на полную мощь:

04. Поговорив с местными, понял, что основная претензия к дороге в том, что она перекрыла панораму воды, закрыла город для доступа определённых парусников и убьёт одну из набережных. Согласен, плохо. Но если сравнить с московскими проектами типа хорд или вылетных магистралей, то становится грустно за столицу. Короче, всё познаётся в сравнении, но СПб тут впереди всей страны.

05. Велосипедисты: даже зимой в городе их много (им, видимо, забыли рассказать про 14 месяцев зимы), несмотря на полное отсутствие инфраструктуры. Зато спокойное движение и лёд на тротуарах поспособствовал тому, что практически все едут по проезжей части:

06. Если рассказать про общественный транспорт в двух словах, то всё плохо. Он есть, но много маршруток, в нормальном подвижном составе кондукторы и общая атмосфера, что на тебя всем плевать. Простой пример - недавно в центр города вернули трамвай. Согласитесь, это круто. Современный трамвай, помимо своей транспортной функции, ещё и украшает улицу. Скорее ради красоты его и пустили: практически везде он стоит в пробках и дублируется на большей части маршрута автобусом. Ну кто так делает?

07. Ещё в городе на Неве закрыли на ремонт один из мостов, благодаря чему в городе теперь две сети трамвая. Васька теперь отрезан от всего города:

08. Вагоны все двусторонние:

09. Как говорил Джейсон Стэтхэм, глупо делать хороший трамвай, если он будет стоять в пробках:

10. Из новостей можно ещё отметить второй выход со станции Спортивная. Фишка в том, что второй выход из метро протянули под водой, из-за чего он получился длинным, зато с траволаторами:

11. Теперь есть платный проход через Малую Неву)

12. А ещё тут сделали эскалаторы на выходах из подуличного вестибюля. Так надо делать везде:

13. Из интересного и нового, кажется, всё. Поэтому переходим к трамваям постарше:

14. Хотите в Москве сходить в музей электротранспорта? Пожалуйста, 4 часа на Сапсане и вы на месте:

15. На входе вам дадут билет в обмен на деньги, но подарят улыбку и слова "трогать и заходить можно, но ничего не крутить":

16. У москвичей такой шанс есть только на параде трамвая, то есть раз в год...

17. Тенденции дизайна электротранспорта наглядно:

18. Аквариум:

19.

20.

21. Городу повезло, что у него есть место, где можно прикоснуться к истории. Но увы, как и многие музеи России, они сделаны "потому что надо", а не для посетителей. Согнать старые вагоны в депо - не значит сделать хороший музей:

22. Расставить стеллажи с фотографиями известных личностей и трамваев, отчётами с праздников - не значит сделать хороший музей:

23. Как очень часто бывает, музей не умеет заинтересовать и продать себя, поэтому это скорее место для транспортных фанатов или для школьных экскурсий...

24. У меня банально испортилась огромное количество фотографий из-за недостатка света в музее, чётких фотографий внутри вагонов вообще нет. Сфотографировать же снаружи хорошо тоже непросто: во-первых я криворукий, во-вторых, техника в прямом смысле набита в кучу очень плотно.

Для сравнения, чтобы понимать, как это может быть, предлагаю посмотреть на музей общественного транспорта в Лондоне (хотя я забыл там сфотографировать отличный сувенирный магазин при нём).

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33. Зато в музее хорошо видно, как «Ленинградский Моторный» производитель трамваев скатился от такой красоты:

34. ... до вёдер с гайками:

35. Прямо тут идёт восстановление чего-то:

36. А это модернизированная модель:

37. По-моему, вышло (слева) лучше, чем было (справа):

Автор фото: Михаил Абрамов

38. Люди любят общественный транспорт и с удовольствием бы узнали о нём больше, но надо уметь заинтересовать и привлечь их. Если с умом взяться за этот музей, уйти от совковости, позвать молодых дизайнеров и маркетологов, то люди будут становиться в очередь в депо, окупая инвестиции. Начать можно хотя бы с продажи качественной сувенирки, сейчас же её нет вообще в музее.

Завтра продолжим.

добавить меня в друзья

Советую также подписаться:

Посты по теме:
Петербург, день 1: севастопольская остановка, Новая Голландия, уборка и другое

Мои путешествия