November 28, 2016

Моё транспортное поведение

Человек - существо разумное, поэтому своё поведение он выстраивает исходя из определённых условий. Это же правило распространяется на транспортные сценарии поведения человека в городе: куда-то он не пойдёт, куда-то не поедет, а вот тут поедет, при том на машине, или на общественном транспорте, или на велосипеде. Городская среда непрерывно взаимодействует с каждым человеком, поэтому его паттерны можно изменять - об этом я уже писал неоднократно, но каждый раз это было немного оторвано от реальности, с уклоном на теорию с принципами и зарубежные примеры, поэтому сегодня поговорим не о ком-то, а обо мне.

Я большой любитель транспортных сервисов города, ездил на всём и вся, что сегодня даёт Москва: электрички; МЦК; метро; монохрень; наземные обычные маршруты и экспрессы; личный автомобиль и каршеринг; такси; велосипед и велопрокат; свои две ноги. Более того, всем этим добром я пользуюсь непрерывно, иногда только за один день моя многомодальность насчитывает половину всего набора.

Как происходит выбор способа доставки меня из пункта А в пункт Б внутри города? Хороший вопрос, из-за которого я долго вообще не брался за этот пост - чем глубже копаешь, тем больше понимаешь, что описать словами подробно каждый момент практически невозможно поэтому пост так себе. Если кратко, то решение происходит для каждой конкретной ситуации индивидуально в режиме реального времени, всё зависит от цели поездки, стоимости, времени, расстояния, точек старта и финиша, количества точек назначения, уровня комфорта, погоды и их комбинаций. Плюс ещё есть всякие неординарные сценарии.

Расписать каждый сценарий не получится - это как описать всё, что с вами может произойти за год жизни, то есть нереально. Зато могу рассказать несколько примеров, показывающих логику:

1) Когда ключевым фактором становится время, я выберу вид(ы) транспорта, где точно буду уверен в быстром сервисе и высокой надёжности. Такому в Москве удовлетворяет 6 видов доставки людей: электрички, МЦК, метро, велосипед с велопрокатом, свои две ноги. Если расстояние большое, то выигрывают первые три, если короткое - последние три. Посередине где-то должен быть наземный транспорт, но вы сами знаете, что выделенных полос не хватает, а качество существующий не всегда даёт приоритет автобусам и трамваям.

Если маршрут без промежуточных остановок и рядом со станцией, то выбор вновь очевиден, если точек много, но они недалеко друг от друга, то велосипед начинает казаться более привлекательным планом. Чаще всего в таких ситуациях у меня работает цепочка велопрокат-метро-велопрокат - потери времени и переменных меньше, экономия времени максимальна;

2) В условиях экономии денег, думаю, всё понятно - две ноги и два колеса решают. Хотя с учётом того, что у меня сейчас безлимитная Тройка в кармане, общественный транспорт становится условно бесплатным и третьем выходом при таком сценарии. Дальше всё зависит от других факторов, но могу точно сказать - с переходом на безлимитные билеты я стал больше ездить на общественном транспорте, хотя разово платить несколько тысяч психологически сложно, но оно того стоит (купил бы годовой проездной, но без функции восстановления это становится рискованно);

3) Если исходить из комфорта, то отпадает метро, частично электрички и наземный транспорт, велосипед (попробуйте переехать ТТК в районе пр.Мира). Личный автомобиль, кстати, для меня тут не является приоритетом - мне куда комфортнее ехать в наземном транспорте, залипая в окно или в телефон;

4) На своей машине куда-либо я поеду разве что в исключительных случаях или ночью. Не люблю терять время в пробках, не люблю нервничать, не люблю искать парковку, не люблю думать о машине, пока хожу где-то по делам, не люблю платить, когда могу не платить, так далее и тому подобное. Сейчас я либо еду в центр на магистральном автобусе, либо на велосипеде. Чаще на велосипеде, потому что не люблю пробки и стоящие машины не убивают людей;

5) К родственникам в соседний район езжу на велосипеде через Сокольники. Не из-за деревьев, просто тут прямой путь самый короткий, поэтому даже без пробок велосипед в выигрыше тут;

6) На другой конец города поеду либо на магистральном маршруте, либо на метро. Хотя если это час-пик, то постараюсь вовсе не ехать - автобусы местами стоят, а метро я стараюсь всеми правдами и неправдами избегать: идиотские рамки на входах, потом турникеты модели по "достоинству щас дам", шум, реклама, тёмные туннели, закрытость помещения и так далее (хотя основное именно шум);

7) Экология и мысли о других меня заботят в последнюю очередь. Вот такой я эгоист, но при этом чаще всего передвигаюсь на эффективном во всех смыслах общественном транспорте, либо на эко+ велосипеде. Поэтому, к слову, не вижу смысла акцентировать внимание пассажиров на выборе чего-либо, исходя из общественного блага и комфортной среды - подавляющему большинству это фиолетово (даже в Амстердамах и Копенгагенах);

8) Пешком по Садовому кольцу или Тверской не пойду - уровень шума запредельный, несмотря на реконструкции и озеленения. Да и в каком-нибудь новом районе не пойду - скучная однотипная городская среда, рассчитанная на автомобиль и жилые ячейки, скорее призывает покинуть это место побыстрее, чем насладиться путём.

... и так далее и тому подобное.

За те 7 лет, что я в Москве, я как-то очень неплохо научился комбинировать все доступные ресурсы, играя на балансе времени, комфорте и всему прочему. Хорошо, когда есть выбор и ты можешь выбирать исходя из разных условий, потому что в каком-нибудь Красноярске выбор будет состоять из 5 пунктов: пешком, на машине, такси, автобусе или велосипеде. При том если смотреть с опорой на комфорт, то останется только машина, а если с упором на время, то либо пешком, либо на велосипеде.

Надо создавать безопасные, комфортные и доступные альтернативы, потому что система, где ты либо платишь своим временем, стоя в пробке, либо рискуешь быть задавленным на велосипеде - проигрышная по всем фронтам (в этом контексте хороши платные дороги - ты либо платишь своим временем, либо деньгами). Благо сегодня, находясь в Москве, я понимаю, что в любой момент могу резко изменить планы, пересев с автобуса на велопрокат или метро, либо с метро на каршеринг или МЦК и так далее. В общем, выбор - это благо, осталось довести наземный транспорт и велоинфраструктуру до ума (надёжность для первого и комфорт для второго), чтобы стало совсем хорошо.

PS извиняюсь за сумбурность, чтобы раскрыть всё детально потребуется скорее книжку написать, чем пост. Элементарно наличие даже одного подземного перехода или вылетной магистрали всего на одном твоём маршруте за день может всё изменить.

добавить меня в друзья

Советую также подписаться: