December 5, 2016

Как сделать хорошую выделенку? Учитесь у Москвы

Выделенные полосы для общественного транспорта - идеальный способ быстро и недорого значительно улучшить работу общественного транспорта и качество жизни, ведь автобус/троллейбус/трамвай, который не стоит в пробке, становится реальной альтернативой поездкам на личном автомобиле и потере времени в заторах. Но это в теории, на практике же очень часто получается, что выделенную полосу вроде как сделали, о росте общего километража отчитались, а общественный транспорт продолжает стоять. Почему так происходит и что нужно сделать, чтобы пассажиры не теряли время зря? Подсмотрим ответ на у Москвы.

Начать стоит с того, почему не работают выделенные полосы в текущем виде. На это есть ровно две причины: разрывы и контроль. Дело в том, что большинство выделенных полос проектируется по стандартам для выделенок на... трассах. То есть будь добр открывать всем полосу для разгона и торможения на 20-40 метров до и после каждого поворота и заезда. В Москве есть множество участков, где выделенные полосы прерываются на сотни метров из-за частых заездов и поворотов. Понятно, что многие этим пользуются и злоупотребляют, инфраструктура сама провоцирует людей нарушать, а проектировщики не совсем понимают, что условия для трассы и для города различаются кардинально. В итоге имеем это:

"выделенная" полоса на пр.Мира у ВДНХ

Эта практика не только ставит крест на приоритете общественного транспорта, о котором у нас так любят говорить, но и создаёт аварийные ситуации:
1) Водитель, выезжая на улицу с выделенкой, должен за считанные секунды набрать скорость и одновременно перестроиться. Человеку свойственно ошибаться, а тут на каждого водителя возлагается повышенная ответственность, с которой справляются не все. Пару раз меня так чуть не сбили на велосипеде, пока я ехал по выделенной полосе. К тому же аварии на выделенках не улучшают транспортную ситуацию в городе, совсем-совсем;

2) Общественному транспорту приходится либо нарушать ПДД, либо выезжать в другие полосы, потому что с их ряда знаками и разметкой установлен поворот, а им надо прямо. Для справки: общественный транспорт может нарушать знаки, но не разметку, такси не могут ни того, ни другого. Типичная ситуация:

выделенная полоса в СПб, в Москве аналогично на каждом шагу

В общем, из-за разрывов страдают все, но так делают, потому что так делали всегда, несмотря на объективные недочёты и опасность таких решений. К примеру, на Ярославском шоссе есть выделенка, аж 4,5 км, но если посчитать длину участков, где нет разрывов, то выделенная полоса сокращается до 1,5 км (в сторону центра). И тут вылезает вторая причина, почему выделенки не едут, - из-за разрывов невозможно установить камеры и наладить контроль. Камерам, которые сейчас устанавливают в Москве, необходимо как минимум 80 метров полностью обособленной выделенной полосы, чтобы ловить нарушителей. Не сложно понять, что в текущих версиях выделенных полос таких участков крайне мало, если возвращаться к примеру Ярославского шоссе, то на 4,5 км есть лишь 6 участков, длиннее 80 м, общей протяжённость... 900 метров. Хороша выделенка? Вот и ответ, почему общественный транспорт стоит даже на своей полосе.

Что же делать?

Благо есть решение. Более того, оно не теоретическое, а вполне себе реализуемое. Скажу даже так, колесо тут никто не изобретал, подобные решения применялись ещё в советское время при проектировании выделенных трамвайных путей. В общем, надо делать повороты из вторых полос:

За счёт такой организации движения, выделенная полоса становится действительно выделенной, даже без физических барьеров. Общественный транспорт перестаёт зависеть от автотрафика:

Особенно разница заметна на перекрёстках:

В рамках работы также поставили лунные светофоры для маршрутного транспорта. Не совсем понятно, зачем это было сделано, потому что и без этого всё едет - машины просто поворачивают на просачивание. По крайней мере у м.Октяборьская, где лунный светофор не работает, всё ехало нормально, водители, как и должны по ПДД, пропускали наземный общественный транспорт без проблем:

Но уж если делать с двумя светофорами, разводя фазы и тормозя поток на поворот не по факту проезда автобуса, а согласно задумке проектировщика, то было бы неплохо ставить рядом с лунными светофорами велосипедные.

В Москве подобные выделенки были организованы на 2 улицах этим летом: на Б.Якиманке и Таганской. Многие откровенно были против такого, так как боялись за автомобилистов (вот бы о пассажирах так кто-нибудь думал!), что не поймут они такого нововведения, и что Москва встанет. Но всё работает, а коллапс опять не случился:

По правилам, водитель, выезжая на улицу с выделенкой, должен пропустить общественный транспорт и встроиться сразу во вторую полосу, поворачивая с такой улицы, водитель опять же должен всех пропустить и только после повернуть:

Схема полностью соответствует правилам, по крайней мере федеральное управление ГИБДД поддержало такую организацию движения и не нашла, к чему придраться.

Собственно по факту подобные схемы уже давно работают с трамваями, которые едут сбоку от проезжей части, и с противошёрстными выделенными полосами - там тоже все выезжают и заезжают с другой полосы. С велополосами аналогично.

Было бы хорошо ещё нанести вафельницу на переездах, потому что, увы, не все автолюбители понимают принцип "не занимай полосу/перекрёсток", поэтому иногда случается такое:

Хотя в любом случае пассажиры теряют куда меньше времени, ведь пропустить надо одну-две машины, а не десять-двадцать.

Смотрите, какая красота. И это без камер (не успели ещё смонтировать) и полицейских!

Таксисты тоже довольны, как и экстренные службы:

Ещё одно нововведение - буферная зона вдоль выделенки. С одной стороны, это привлекает дополнительное внимание водителей, с другой - позволяет в экстренном случае объехать препятствие без выезда в соседние полосы:

Даже в условиях московского дриста разметка видна:

Общественный транспорт не должен стоять в пробках, это простой факт. Не получится людей пересадить из стоящих в пробках машин в стоящий в пробке автобус или трамвай. Даже электробус с USB зарядками и Wi-Fi будет бесполезен, если будет стоять, а не ехать. Чтобы пассажиры поехали, нужны именно такие выделенные полосы, с минимальным количеством разрывов и камерами. Выделенная полоса должна быть выделенной, а не дополнительной полосой для всех.

Так что учитесь у Москвы, как делать правильно. Надеюсь, скоро все выделенки столицы будут такими же, как на Б.Якиманке.

добавить меня в друзья

Советую также подписаться:

Посты по теме:
Простое правило выделенной полосы

4 метра счастья

Подборка постов про городскую мобильность