December 9, 2016

Мальмё: путь от упадка до подъёма

Влияет ли городская среда на жизнь города, человеческий и социальный капиталы? Конечно же да. Никто не хочет иметь под окнами магистраль с подземными переходами и соседними домами-муравейниками, и чем более образованный и талантливый человек, тем сильнее это нежелание будет выливаться в желание свалить уехать куда-нибудь подальше. Пока что, в основном, мы проходим путь деградации городской среды и отток населения в города (а иногда и страны) с лучшими условиями и возможностями, которые они дают. В мире многие уже прошли такой путь, осознав проблемы и последствия, после чего запустили обратный процесс, когда депрессивные города, в том числе моногорода, перегружали с помощью городской среды и кардинального изменения вектора развития, благодаря чему города оживали.

Про один из таких случаев, а точнее про Мальмё, написал Андрей Некрасов, продюсер социально-культурных городских проектов, с которым мы вместе работали над одним проектом (о нём я может расскажу, но позже):

фото из Интернета, авторство неизвестно

Шведский опыт преобразования постиндустриального города в один из самых инновационных и «зеленых» городов мира

Мальмё – третий по величине город на юге Швеции, с населением чуть более 300 тыс. человек. Исторически и географически сложилось, что Мальмё стал главным индустриальным центром страны, в городе находились крупнейший порт Скандинавии, фабрики автоконцерна SAAB, судостроительные производства и производства их обслуживающие. В 60-е годы ХХ века Мальмё был крупнейшим производителем судов в мире, 50% населения города работало в промышленности (в 2003, например, этот показатель был около 15%). Но уже начиная с 70-х годов конкурентоспособность шведской промышленности стала снижаться, производства стали закрываться, в 1986 году обанкротился самый крупный в Мальмё судостроительный завод. Тысячи людей потеряли работу, резко вырос уровень преступности, люди стали уезжать из города, муниципалитет стал накапливать большие долги. В 1995 году в Мальмё был зафиксирован самый высокий уровень безработицы, количество пенсионеров превышало средний показатель по стране, город получил статус одного из самых депрессивных городов Швеции.

Осознавая масштаб трудностей, стоящих перед городом, начиная с 1991 года городские власти начали работать над проектом переосмысления и трансформации индустриального прошлого города, главной задачей которого стало превратить Мальмё из города рабочих в город знаний, с абсолютно новой инновационной инфраструктурой. Фактически историческая часть города состоит из 7 портовых районов, которые было решено преобразовать в новые уникальные жилые, образовательные, технологические пространства. Так, в одном из этих районов в 1998 году был построен первый в городе университет, а приглашенные шведские и датские архитекторы разработали концепции преобразования портовых районов в новые эко-районы. Поверив в идеи экологов и архитекторов федеральные власти выделили средства на реализацию амбициозного проекта “Bo01” (Bo – от швед. «жизнь»).

Построенные с 2001 по 2006 годы районы используют альтернативные источники энергии, в городе появились новые станции по переработке отходов, появились «зеленые» автобусы, использующие газ от переработки пищевых отходов, весь город покрыли велодорожками. Также, в рамках преобразования портовых районов, муниципалитет создал большое количество рабочих пространств, коворкингов, хабов, инкубаторов, кластеров для поддержки малого бизнеса в сфере креативных индустрий. Эти пространства стали центрами притяжения для большого количества людей из разных городов и стран (около 50% населения города – моложе 35 лет), которые нашли для себя среду, в которой они могут создавать, сотрудничать, обмениваться знаниями и опытом с другими людьми и т.д. Это в свою очередь привело к резкому росту малого бизнеса – около 25% населения города работает в компаниях с численностью сотрудников не более 10 человек.

В 2000 году был построен Эресуннский мост, соединивший Мальмё и Копенгаген, что открыло новые возможности для города, в частности: поток людей и предпринимателей, для которых жить в Копенгагене дороже, чем в Мальмё, и конечно же новое транспортное сообщение дало новые возможности для развития бизнеса и качества жизни в целом.

Преобразование из депрессивного постиндустриального Мальмё в один из самых современных и глобальных городов мира оказалось возможным за счет изменения городской среды, которая сделала проживание людей в городе более комфортным, послужила инфраструктурой для развития малого бизнеса, привлекла новых жителей в город, привлекла в город новые инвестиции и туристов, а также послужила драйвером построения новых партнерских отношений властей города и его жителей.

На данный момент различными международными организациями и институтами Мальмё признан одним из самых инновационных городов мира (2013), дружелюбным к детям городом, городом с лучшей городской вело-инфраструктурой в Европе (2012), одним из самых «зеленых» городов Европы, в 2010 году Мальмё получил премию UN-HABITAT, как показательный пример решения городских проблем путем сотрудничества муниципальных властей с горожанами.

PS жалко, что летом не получилось заскочить в Мальмё, пока был в Копенгагене. Но ничего, ещё успеем-с.

добавить меня в друзья

Советую также подписаться: