Гараж вместо фасада
Как можно испортить улицу? Можно превратить её в подобие шоссе, можно отодвинуть дом от тротуара, или же вообще взять тротуар в заложники, расположив между улицей с одной стороны и парковкой - с другой. А можно взять и... сделать вместо первого этажа парковку.
Сама идея оставлять первые этажи под гаражи не нова - чуть ли не с 19 века в некоторых домах внутри квартала делали конюшни, но это было исключением из общих правил, ведь первый этаж приносил существенный доход. Массово про такой приём вспомнили примерно в 1970ых, когда массовая автомобилизация казалась неотвратимым будущем, а дефицит земли требовал хоть каких-то решений.
Время показало, что первый этаж - это не просто квадратные метры в здании, а залог успешного функционирования улицы как общественного пространства, но при условии, что там будет активность. Гараж и парковка, в свою очередь, просто убивают место. Поэтому массово сейчас так и не делают, хотя есть исключения, например, Израиль:
Но парковка лишь со стороны двора, с улицы же это подъезды и либо бизнес, либо жилье с небольшим участком, так что комфорт улицы не страдает:
А что у нас? В текущее время многие девелоперы и архитекторы уверены, что первый этаж - неликвид. Дело в том, что жить на первом этаже, откровенно говоря, не очень приятно, поэтому горожане редко берут квартиры с выходом на улицу (да, это можно изменить, но нужна массовая смена ценностей, а это процесс долгий). С другой стороны, исключительная жилая зонированность территории и микрорайонная застройка, в рамках которой дома часто лишаются прямого контакта фасада с улицей, делают первые этажи непривлекательными для бизнеса. Плюс торговые центры, которые в прямом смысле уничтожают коммерцию на первых этажах. Так появляются дома с гаражами на первых этажах:
И тут получается порочный круг: всё плохо, потому что нет уличной активности и нет уличной активности, потому что градостроители ничего для этого не сделали всё плохо. Пешеходность и качество городской среды очень сильно зависят от наличия фасада и бизнеса вдоль улицы, а в случае с гаражами получается эффект забора - никто не любит ходить вдоль забора, пространство становится транзитным.
Радует лишь то, что из гаража можно сделать что-нибудь полезное, если появится запрос и желание. Будет не очень удобно, всё-таки потребуется переделка и очеловеченивание, но всё же это вполне реально. Но куда лучше не допускать ошибку, чем потом исправлять её.