Полезные фишки велопрокатов
Ежегодно городские велопрокаты захватывают десятки новых городов, активнее всего процесс идёт в США и Китае. Такое развитие вполне объяснимо: вложения в сеть и инфраструктуру небольшие, зато с точки зрения транспорта появляется хорошая альтернатива для мобильности. В небольших городах велопрокат может связать весь город "от двери до двери", а в крупных - послужить хорошей дополнительной транспортной услугой, охватить внутрирайонные связи или просто даст возможность не идти пешком до метро. Ещё есть экологические плюсы, улучшение здоровья и экономия на медицине, новые социальные связи и рост активности уличного бизнеса.
Может показаться, что велопрокат везде одинаковый: два колеса, оплата, приёмка-сдача. На самом деле нет. Существуют типовые подходы к организации, есть фирмы, которые масштабируют одно решение на все города, но всё же системы велопроката чаще всего отличаются друг от друга, имея как неудачные, так и полезные фишки. О последних и поговорим, ведь нам интересен лучший опыт.
Если москвичи привыкли, что полчаса поездки бесплатные, то в мире такое бывает далеко не всегда. Такое решение хорошо работает с точки зрения транспорта и продвижения велопроката в массы, но экономика предприятия не всегда это позволяет. Поэтому бесплатного времени в некоторых городах нет.
Есть и другой вариант: бесплатные поездки в полчаса появляются у пользователей, которые взяли длительные абонементы. В Германии по умолчанию идёт 1 € за 30 минут (но не более 9 € за 24 часа), но если взять тариф за 48 €/год, то до 30 минут езда бесплатно. Тут и мотивация быть постоянным пользователей, чтобы экономить, и возможность оператору отыграться на разовых клиентах, чтобы компенсировать траты. Подобная схема часто используется в билетном меню.
Некоторые системы дают дополнительные услуги. Например, возможность бронировать велосипед или оставлять его в ждущем режиме - так делают в Портленде:
Существуют специальные тарифы для фирм. В Лондоне за 90£ можно купить 20 кодов доступа с неограниченным количеством поездок, до 30 минут бесплатно, дальше идёт списание со счёта компании. При этом имеется доступ к управлению аккаунтами с сайта, можно открывать и закрывать аренду онлайн.
Есть второй вариант, тоже 90£ с фирмы, но там компания раздаёт сотрудникам промо-коды, по которым они регистрируются. Поездки не ограничены, но бесплатно только до 30 минут, дальше списание идёт со счёта сотрудника.
Есть ещё маркетинговые плюшки, типа скидки в 10% на первый год, если больше 5 сотрудников, бесплатная велопарковка, семинары и тд. Работодателю это даёт:
- Текучесть кадров может быть уменьшена до 13%;
- Сотрудники, которые ходят пешком или ездят на велосипеде на работу, меньше болеют - в среднем на 27% меньше больничных дней;
- Все расходы автоматизированы и удобны для документооборота;
- Вы - социально ответственный работодатель;
- Снижается потребность в автомобиле и парковочных местах.
Для сотрудников же это:
- Легко использовать и новые возможности;
- Снижение затрат на транспорт;
- Улучшение здоровья и фитнес.
Да, это прокатный велогрузовик в Лейпциге. Бывает и такое. А ещё там весь велопрокат находится в облаке, процесс принятия идёт через телефон или единые уличные терминалы, которые расставлены по городу и объединяют каршеринг, велопрокат и такси. Единственная проблема с электровелосипедами - их пока не получается отвязать от станций:
Электропрокат в Штутгарте обойдётся в 2€ за час и 16€ 24 часа. Ночная поездка (18:00–09:00) - в 2 €:
Полезная функция, которой часто не хватает в Москве, - сообщить о сломанном велосипеде прямо на месте:
Возможность привязать велосипед к дополнительной стойке, если все основные слоты заняты, - часто в этом есть потребность, особенно вне центра, а возможности нет:
Такой вариант возможен, если велосипед напрямую общается с сервером без участия док-станции. Увы, в Москве велосипеды такого не умеют, зато Будапешт могёт:
Каких-то 5-10 лет назад мало кто думал, что велосипеды будут оборудованы личными компьютерами, а сейчас это норма:
Аналогично с электровелосипедами:
Но разнообразие прокатных велосипедов этим не ограничивается. Я уже писал чуть выше, что в системе городского проката бывают грузовики, а ещё есть детские велосипеды:
Пользователи с детьми Варшавы наверняка довольны, а то детских кресел в комплекте нигде нет.
В некоторых местах чиновники пропагандируют езду в шлеме. Их выбор, хотя это как загонять людей под землю ради их же безопасности - вместо создания безопасной инфраструктуры для всех идёт навязывание жертве необходимости самому что-то делать. Тем не менее, в Торонто вот велопрокат со шлемами:
Не совсем понятно, как решён вопрос гигиены и кражи. От кого-то слышал, что при станциях есть специальные ящики для использованных котелков, но откуда тогда берутся чистые? Не думаю, что нон-стопом курсирует специальная машина, которая вставляет в велосипеды чистые шлемы.
Не заметили? В велосипедах вместо цепи вал:
Где-то читал, что пока эксплуатация даёт положительные результаты и это дешевле цепи.
Не совсем заслуга велопроката, скорее мне просто понравилась фотография тюнинга)
Зато в том же Нью-Йорке и Лондоне сейчас активно экспериментируют с проекцией велосипеда вперёд:
Цель - сделать велосипедиста заметнее, особенно в мёртвой зоне водителя при поворотах. Но почему бы просто не сделать передний фонарь частично в режиме направленного мигания в зону бокового стекла машины? Тут я сужу по себе, потому что при поворотах я смотрю не на асфальт, а вперёд, чтобы не сбить кого-нибудь - как я увижу это пятно велосипеда внизу? Поэтому отношусь скорее скептически к этой идеи.
Мой прогноз для велопрокатов мира:
Уход от станций, всё будет в облаке;
Создание разных тарифных планов, чтобы каждый нашёл что-то для себя (как с сотовой связью);
Полная интеграция с общественным транспортом в плане аккаунтов и оплаты, даже если будет несколько частных операторов проката;
Переход на частичную электротягу.
источник: форум Веломосквы