February 2, 2017

Обратная сторона закупок

Давайте поговорим о гос.закупках. Опыт Навального, Ёжике и прошедших дебатов с Лебедевым показывает, что людям это тема не безразлична.

Воровать, безусловно, плохо. Вы и без меня это прекрасно понимаете. Но сейчас о проблеме говорят исключительно в одностороннем плане: такой-то контракт выглядит подозрительно, цифра завышена - наверняка деньги осели в каком-то кабинете и точка. Мне кажется, это не совсем правильно, ведь у вопроса есть и другая сторона.

Скажу прямо: я не занимаюсь и не занимался торгами, но я работал в гос.структурах и общаюсь с, как их принято называть, чиновниками. Поэтому кругозор примерный есть. О чём знаю - о том и пишу.

Государственная система не нацелена на эффективность, в отличие от частных фирм. Так у нас, так в Европе, так в Штатах - это общемировая проблема бюрократии в бюджетных организациях. Но, несмотря на это, бывают отдельные личности, которые хотят сделать хорошо свою работу. Да, они правда есть, знаком лично. И тут возникают две проблемы, связанные с текущей организацией торгов и выбора подрядчика:

С первой всё просто: ты не хочешь получить кота в мешке. Намного проще отдать работу тому, в ком ты уверен и кого знаешь лично. Даже если это будет стоить дороже. Так поступают домохозяйки, если нужно вызвать сантехника, так делают водители, если сломалась машина, так делаю я при покупке кофе и так далее. Аналогично с закупкой товаров - предпочтение на подсознательном уровне тому, с чем ты уже сталкивался или в чём уверен. Глупо полагать, что отношение к вопросу у человека меняется, когда он переступает порог мэрии или своего кабинета.

Поэтому часто контракты действительно пишутся под конкретную организацию или товар, но далеко не всегда это означает сговор или желание нажиться.

Со второй проблемой чуть сложнее, ведь тут возникает риск сюрприза. Если в частной фирме произойдёт потоп и вся техника с оборудованием выйдет из строя, что будут делать? Правильно, попытаются устранить проблему как можно скорее, чтобы возобновить работу. А если такое произойдёт в каком-нибудь государственном или муниципальном управлении? Составление конкурсной документации, торги, выбор подрядчика... хорошо, если получится сделать всё за месяц. Я бы даже сказал, что это будет чудо, ведь ещё надо заложить деньги на это. А что делать с работой в простой? За вас её делать никто не будет и это может перейти в увольнение, ведь начальству порою всё равно, почему задача не выполнена. Умри, но сделай и дедлайн был вчера - главные черты отечественной бюрократии, важно не качество - важны сроки.

Поэтому не мудрено, что подобные неожиданные события приходится решать часто в обход процедуры, договариваясь с фирмами и людьми, чтобы товар или услуга была сегодня, а оплата потом через целевой конкурс. Или же деньги за эту работу вкладываются в другой конкурс, чтобы ускорить процесс, а там победитель отдаст.

Проблема текущего регулирования процесса торгов жутко забюрократизирована. Цель наверняка благая - сделать процедуру более обезличенной, беспристрастной и прозрачной. Проблема в том, что прицел именно на процедуру, а не результат, также упущен человеческий фактор. Благо существует послабление на закупку товаров и услуг до 100 т.р. - орган сам может выбирать, у кого и что брать в ускоренном порядке, но это небольшие деньги.

Далеко не всегда всё происходит именно так, честные конкурсы, где победитель заранее не выбирается, бывают и таких, как мне кажется, большинство. Но это требует времени и больших человеческих затрат, иногда процесс согласования и создания торгов занимает по полгода. Не хочу оправдывать тех, кто закупает на бюджетные деньги с левыми схемами или ворует, идея показать ситуацию с другой стороны, потому что сейчас принято всё делить на чёрное и белое, а это не всегда так.

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...