Сколково: жильё, технопарк и новый электробус от КАМАЗа
- Аркадий привет. У нас завтра запланирована коллективная поездка в Сколково в первой половине дня, примерно с 9 до 14. Поедешь с нами?- Привет. Да, где сбор?
Я весьма лёгок на подъём, а это неожиданное сообщение в четверг лишь подтвердило это. Хотя в случае со Сколково, мысли о поездке терзали меня где-то год, а в понедельник я даже подбивал на это своего знакомого архитектора. А тут бац - приглашение само пришло ко мне, это ли не успех?
Москва - не Россия, а Сколково - не Москва. Вся идея чем-то схожа с ВДНХ - показать, что мы что-то можем. Плюс отточить новые технологии и попробовать сделать высокотехнологическую деревню с мировым именем. Ради этого территории дали особый федеральный статус, деньги и даже позволили строить по мировым нормам - лишь бы случилось чудо и механизм запустился. Тут даже единственная в России подземная электроподстанция!
Не берусь судить о внутренних механизмах работы фонда, резидентах и успехе всего проекта, но зато предлагаю пройтись по инфраструктуре и немного по планировке Сколкова.
01. Иерархия мобильности строится на пешеходе, велосипедисте, общественном транспорте и электротранспорте. Планируется, что с постройкой жд станции, перехватывающего паркинга и прочих транспортных объектов, въезд на территории для машин с двигателем внутреннего сгорания будет закрыт. Общая обеспеченность парковками - менее 30%. Не нужны вы тут на своей машине.
02. Уже сейчас все улицы деревни (можно я пока буду называть Сколково деревней?) продублированы велодорожками, а основной бульвар имеет выделенные полосы для общественного транспорта:
03. Пока сюда доехать можно только на автобусах и личном автомобиле. Зато скоро достроят дополнительные пути и ТПУ, так что от Сколково до Белорусского вокзала можно будет добраться за 20 минут. А внутри уже в этом году хотят запустить велопрокат с 8 станциями и электрический каршеринг.
04. Как я уже сказал выше, проектирование может вестись на основе лучших мировых практик, без оглядки на отечественные нормы. Но если выгнать российские госты из Сколково можно, то выгнать госты из проектировщика нельзя. Улицы деревни далеки от идеала, даже не доходят до среднестатистического нидерландского опыта.
05. Хотя спасибо на том, что сделали улицы, а не дороги с подземными переходами:
06. Весь проект идёт с 2010 года, пока построили здания администрации фонда, Гиперкуба, Матрёшки, Технопарка и начался ввод жилья.
08. Тут не только медиафасад, но и земля для растений на стенах. Зимой стоило бы посыпать опилками сверху, чтобы пыли не было:
12. Достраивают учебный центр. Сзади как раз возводят ТПУ с железной дорогой и переход к Технопарку:
13. Рассказали, что деньги государства уже кончились - сейчас строят за счёт инвесторов. Тут будет ещё большой медицинский кластер Москвы, школа Боинга, технопарк Сбербанка по проекту Захи Хадид и так далее:
14. Жильё. В планировки деревни не отошли от старого принципа зонирования территории, то есть жилые кварталы в одном месте, бизнес в другом, наука в третьем и так далее. Напомню, мировая практика ушла в сторону смешанной застройки. Первые квартиры сдали на прошлой неделе:
15. Издалека жильё кажется приятным: среднеэтажная застройка и сдержанная архитектура. А вблизи начинают вылазить ошибки городской среды. Начнём с банального - все малые архитектурные формы периода советского застоя, современной городской мебели нет:
16. По велопарковкам всегда можно понять качество проектирования. В Сколково явно делали люди, которые не разбираются в теме, ведь в таких слотах не зафиксируешь велосипед и тем более не прицепишь его. У пользователей это будет вызывать только боль:
17. С детскими площадками аналогично. Такой убогостью не заманишь иностранного специалиста с семьёй, зато сразу поймёшь страну по фото:
18. За малые архитектурные формы можно простить: это всё можно недорого переделать. Но вот с домами всё хуже. Точнее в целом со средой - про безбарьерность тут не слышали:
19. Хороший современный объект строят так, чтобы инвалид или другой маломобильный человек смог без труда самостоятельно пользоваться зданием и городом. Технические приспособления типа аппарелей ставят там, где переделка не оправдана экономически и физически. То есть безбарьерная среда сразу закладывается в новые дома и инфраструктуру, а в старые ставят подъёмники. Тут в новые объекты приходится монтировать технику...
20. Спросил, почему нельзя было сделать входную группу на уровне тротуара, ответили, что архитекторы закладывали жильё для инвалидов на первом этаже. Не очень понял ответ, хотя, видимо, с другой стороны не поняли и вопроса. В доме есть лифт, но логика "за него уже решили" смущает.
21. Внутри. Качество строительства и отделки удручило: поручень лестницы грозился отвалиться от любого касания, стены с какими-то закрашенными следами, окна прикручены на саморезы и так далее.
23. Жильё в Сколково не для продажи - квартиры и дома предоставляются только сотрудникам. По сути это смесь апартаментов и гостиничных номеров. Квартирография от студий до трёшек, цена 1000р за метр.
28. А это Технопарк. Он уже самый большой в Восточной Европе, хотя готова только первая очередь.:
29. Вход на уровне второго этажа, всего 6 уровней:
32. В холле помещения для кафе и прочая атрибутика общественных пространств:
33. Комплекс на 250 резидентов, есть договорённости с 90, а уже въехало 8.
35. Внутри много солнца - это хорошо:
36. Конференц-центр на 500 человек в шаре:
40. Внутри не только офисы, но и лаборатории. Всего за 16 200р/кв.м. в год вы можете снять себе помещение с отделкой. Если повезёт, то фонд поможет с оборудованием и мебелью.
41. Остальные очереди Технопарка соединят здание со станцией электричек.
42. А теперь к транспорту) Возили нас по территории на электробусе второго поколения от КАМАЗа:
44. За 6 минут быстрой зарядки элетробус проедет 70 км в городских условиях. Ёмкость батарей можно менять в зависимости от задач и маршрута - вопрос в цене и полезной массе. Цена от 25 до 27 млн рублей. Сотрудники рассказали, что машина в полтора раза эффективнее автобуса с двигателем внутреннего сгорания и на треть - газового.
45. Не запомнил тип батарей, но они российские и не нуждаются в прогреве при температуре до -40. До сотки, как и Тесла, за 3,5 секунды! Ладно, шутка) но динамика мне показалась слабоватой. Пантограф не поднимали, хотя быстрой зарядки в Сколково всё равно ещё нет.
47. Кузов и салон универсальные, то есть можно снять батареи и воткнуть двигатель.
49. У USB зарядки 4 порта: 2 на 1А и 2 на 2А. Но установлены они лишь у одного кресла - пользоваться будет неудобно. Зато работают - проверял:
50. Было замечено две больших проблемы салона: в передней части сиденья установлены против хода движения и все поручни металлические - жутко холодные зимой:
51. Скоро электробус будет ходить по маршруту Мострансавто до Сколково, потом пойдёт на испытания в Москву. Ещё в программе заявляли о беспилотной маршрутке Матрёшка от ВОЛГАБАСа, но не получилось. Хотя разработчики рассказали, что уже есть 4 машины и были тесты зимой, а основной юридической проблемой в России является не требование водителя в машине (у нас просто это не прописано), а ответственность в случае аварии. Пообещали, что этим летом Матрёшка поедет с пассажирами на маршрутах внутри Сколково.
Электробус ходит, лично крал его энергию во время езды. Бензином внутри не пахнет. Но пока не установят быструю зарядку, говорить о постоянной эксплуатации на маршрутах рано.
Сколково - шаг вперёд в плане городского и транспортного планирования. Фонд, который по сути заменяет администрацию, регламентирует практически все важные аспекты города и следит за соблюдением мастер-плана. Не получилось сразу сделать хорошо с планировкой, скрепы явно не позволили сделать компактную смешанную застройку. Зато уже фигурируют понятия комфортной городской среды, человеческого размера и так далее. И, конечно же, правильный транспортный баланс.
Надо будет вернуться через год-два и посмотреть, получилось ли запустить чудо.