February 6, 2017

Что не так с новыми знаками

Что случилось. Центр организации дорожного движения на прошлой неделе начал тестировать новые знаки на городских улицах. Знаки уменьшили с 700мм до 500мм на трёх улицах, а ещё на двух - до 400мм. Появилось два совмещённых знака: платная парковка и стоянка для инвалидов. Полностью убрали таблички способа постановки машины - его заменит знак зоны с видом парковки в начале улицы, а в Гранатном переулке уберут все знаки запрета остановки и стоянки.

Зачем это делают. Большое количество знаков вызывает визуальный шум. Из-за этого снижается качество городской среды - человек начинает игнорировать раздражитель. В случае с дорожным движением, водитель подсознательно может пропустить не только знак второстепенной информации типа места для стоянки или указателя на автомойку, но и важную информацию о переходе, знаках приоритета и так далее.

Чем больше скорость, тем более заметен негативный эффект - знаки просто превращаются в одну гирлянду.

Почему знаков стало так много. Хороший вопрос. Мне кажется из-за банальной попытки соблюсти все нормы без понимания психологии человека и каких-то транспортных основ. Знаки из средства донесения важной информации до водителя превратились в листы предписаний. Если до ввода платной парковки и актуализации схем организаций движения (КСОДД) знаки не доминировали над окружающим пространством, то после на одном метре улицы встречаются по 5-10 знаков. Правила и госты создавались без расчёта на такое использование - по нормативам от одной стойки знака до другой должно быть не меньше 25м. Но требования у нас соблюдаются выборочно:

Ситуацию усугубило неразборчивое и повально использование ядовитых рамок на знаках. К слову, эффективность этой меры не доказана.

Как у них. Практика разных размеров знаков, в зависимости от городской среды, распространена во многих городах мира. Часто знаки вообще не устанавливают - их заменяет разметка. Ещё бывают места, где специалисты полностью отказываются от знаков и разметки, за счёт чего повышается безопасность на улице.

Юрмала

"Беда с инженерами-транспортниками заключается в том, что, если с дорогой возникает какая-либо проблема, они всегда стараются что-то к ней добавить. По-моему мнению, гораздо лучше что-то убрать."

Цитата Ханса Мондермана (1945-2008), голландского инженера-транспортника, прославившегося на весь мир двумя концепциями, полностью перевернувшими представление о безопасности движения: раздетая (голая) улица и совместное пространство.

Вена

Что сделали в Москве. Пока работы завершены только на Большой Никитской улице и Скарятинском переулке. До среды доделают Брюсов и Гранатный переулки и Малую Никитскую.

Слева старый знак, справа - новый. Ядовитая рамка сводит весь положительный эффект на нет:

Сверху старый, снизу новый:

Зачем ставить знак конца главной дороги, если после него повесят знак уступи дорогу? Дублирование информации:

Дополнительные таблички тоже уменьшили. Тексту внутри тесно:

После уменьшения размеров стало ясно, что трубы слишком длинные - вешали либо ниже:

... либо пилили на месте:

Во многих случаях можно было бы не плодить преграды, а вешать на фонарные столбы, но в Москве с этим сложно:

Что сделали не так. Уменьшение размеров знаков и их количества - естественный путь и важная возможность сделать город красивее, а движение - безопаснее. Но если вспомнить про любовь проектировщиков к созданию иконостасов из знаков, то визуальное уменьшение не даст качественного толчка - знаков всё равно будет слишком много и суммарно они будут огромными:

Недавно ЦОДД установил новые знаки на Хорошёвском шоссе - теперь это мой любимый пример бестолковости типичного транспортного проектировщика:

Я знаю все эти знаки, но их считывание и осмысление заняло 30 секунд - всё это время внимание водителя будет сконцентрировано не на дороге, а на знаке. За эти секунды может произойти много бед. Поэтому простое уменьшение знаков и их частичное объединение не решат все проблемы - нужно более гибкое и системное решение.

Как можно сделать лучше. Доставка информации до водителя должна быть гибкой, чтобы была возможность подстраиваться под 99% всех возможных условий. Должны быть знаки для города, а не город для знаков. Тут, на мой взгляд, необходимо отойти от старых скреп и посмотреть на проблему со стороны дизайна.

Надо разделить информацию по важности. Например, знак платной парковки - основной знак, который нужен водителю. Таблички с методом парковки, временем и всем другим - дополнительная информация, которая может быть размером меньше. На примере случая с Хорошёвским шоссе, Александр Егоров решил задачу просто и эффективно, сжав нужную информацию до двух знаков:

Но это далеко не все возможности, ведь ещё можно ввести цветовое кодирование. Было:

Стало раз. Да простят меня дизайнеры за этот ад, но знаков в два раза меньше:

Стало два. Добавили цвет - теперь это парковка только для резидентов:

В Москве сейчас есть парковки разных типов: общедоступные, ведомственные, только для жителей, грузовиков и автобусов. Они бывают платными и бесплатными, круглосуточными и ограниченными по времени. А иногда всё же надо показывать способ парковки. То есть возможных ситуаций и комбинаций очень много, но они не все покрываются текущим экспериментом и новыми знаками.

Надеюсь через какое-то время пилотную зону расширят, решат проблемы с дополнительной информацией и откажутся от ядовитых бессмысленных рамок вокруг знаков. А ещё можно объединить запрет остановки со знаком эвакуации - всё равно они чаще всего вместе висят:

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...