November 8, 2013

Сто лет одной улицы: от хорошего к плохому, очень плохому и, наконец, ужасному

Оригинал взят у

anderson_mike в Сто лет одной улицы: от хорошего к плохому, очень плохому и, наконец, ужасномуСегодня будет длинный пост про то, как на протяжении столетия череда одинаково неправильных решений последовательно ухудшала облик города, на примере Зубовского и Смоленского бульваров, а также про то, как - правильно.

Итак, сначала все выглядело как-то вот так:

Но потом пришел Сталин, и у него был План. В частности, Планом подразумевалось расширение существующих улиц и мостов, а также пробивка новых широких улиц через "запутанную систему лабиринтов, закоулков, тупичков, переулков старой купеческо-помещичьей Москвы". Зачем?

Ну, во-первых, это красиво. На улице с фото выше и демонстрацию не устроишь, и 57000 пленных немцев не прогонишь. Во-вторых, тогда это было модно, прогрессивные взгляды на город будущего были именно такие. Ну, и в-третьих, предполагалось ограничить численность населения цифрой 5 млн человек, "с полным обслуживанием бытовых и культурных потребностей этого населения". При этом максимальная автомобилизация планировалась на уровне 60 машин на 1000 населения (т.е. 300 тысяч машин всего), и это в очень, очень далеком будущем.

Таким образом предполагалось, что эти улицы будут практически пустыми, и по пустым, прямым и широким улицам будет ездить на авто советская элита, крайне небольшой процент населения, имеющий автомобили. Для остальных предполагалось построить метро, наладить автобусное и троллейбусное сообщение, и прочие кошерные вещи. В целом, нельзя сказать, что план плохой. Нужно просто понимать, что этот план соответствовал определенному взгляду на будущее города и общества в целом; и этому взгляду он был, в общем, адекватен.

Однако случилась война (впрочем, и без нее план вряд ли был бы доведен до конца), план был реализован только частично, оставив нам артефакты вроде ведущих из ниоткуда в никуда огромных мостов в центре. Нереализованными остались и другие его части, от которых веет благородным безумием, вроде Дворца советов или Плана обводнения Москвы. Однако рассматриваемых в этом посте улиц, Зубовского и Смоленского бульваров, это не касается; там-то все прошло, как задумывалось.

В 30-е годы бульвары на Садовом вырубают, и закатывают все в асфальт; старый Крымский мост сносят, и на его месте строят новый, убирают с бОльшей части Садового трамвай. Курьёз: сносят построенный за два года до этого посередине Смоленского бульвара вестибюль станции метро.

Обратите внимание: ширина проезжей части на Зубовском и Смоленском в разы больше, чем на Крымском мосту; образуется классическое "бутылочное горлышко". Но это не очень волнует проектировщиков и строителей: напомню, предполагалось, что Московские дороги будут практически пусты (1, 2).

В общем-то, до самого конца СССР так все и продолжается. Улица, конечно, далека от уютности (хотя к 70-м по ее сторонам выросли отличные деревья), но в целом все более-менее сносно. На улице большое количество пешеходных переходов, с транспортом дела обстоят отлично, функцию площадки для различных массовых мероприятий она тоже выполняет (1, 2). Садовое, тем не менее, полностью утрачивает трамвай и постепенно обрастает тоннелями и эстакадами, в целях, впрочем, не столько увеличения пропускной способности, сколько исключения потери времени на остановки на светофорах.

И тут приходят они - 90е! В городе, который забыл про то, что на массовый автомобилизм он не рассчитан, а также отсутствует власть, которая могла бы как-то комплексно направлять развитие, и все пущено на самотек - ВНЕЗАПНО возникают пробки. Власть начинает бороться с ними методами, которые состоят на вооружении до настоящего момента, понятная картинка:

Деревья уничтожаются, и за их счет расширяется проезжая часть. При этом, понятное дело, и Крымский мост, и тоннель под Новым Арбатом остаются той же ширины, расширяется только широкая часть бутылочного горлышка. Часть пешеходных переходов тоже уничтожается (1, 2), для повышения пропускной способности (напомню - в широкой части, не затрагивая узкой). Обратите внимание: деревья с левой стороны исчезли, количество полос увеличилось:

Время идет, политика расширений дорог с уничтожением общественного транспорта продолжается. Естественно, приводит это только к тому, что пробок прибавляется, но не прибавляется ума. Очевидно, для борьбы с ними надо расширить Зубовский и Смоленский еще (при неизменной ширине Крымского моста и тоннеля под Новым Арбатом, само собой)! Что и происходит: уже при Собянине(который вроде как взял курс на то, что первый в городе - пешеход, второй - общественный транспорт, и только на третьем месте автомобиль) парковка переносится с проезжей части на тротуар.

Улица приобретает свой законченный вид. Вершина постсоветского урбанизма, мечта хуснуллиных всех мастей! 9-10 полос в одну сторону (при том, что все это упирается в трехполосные участки с обоих сторон), парковка в два-три, а порой и четыре ряда, на тротуарах плитка, но большая их часть отдана под парковку, рекламные конструкции и прочие кошерные вещи, для прохода - метр-два; постоянные пробки, деревья оставлены только во дворах. Качество общественного транспорта близко к нулевому.

Или нет, не вершина - ведь еще можно уничтожить троллейбус, построить развязку с Пречистенкой, в общем, в собянинохаснуллиных я верю в этом смысле, эти - могут.

Про то, что можно с этим сделать, напишу, пожалуй, на следующей неделе.

Тем временем, на аналогичной улице в Париже: