Другой взгляд на дорожные знаки
В понедельник был пост о реформе дорожных знаков и тестовых улицах с новыми, маленькими, знаками. Как выяснилось, уменьшить размер - не значит решить проблему полностью. Во вторник дизайнер Костя Коновалов показал своё виденье возможного решения вопроса с учётом удобства использования, безопасности движения и красоты города. Далее его материал:
Сейчас в городе очень много повторяющихся знаков с одинаковыми комбинациями табличек. Городские власти наконец обратили на это внимание и начинают движение в сторону упрощения знаков.
Московский лес знаков выглядит вот так:
Яндекс.Карты, режим панорамы города
Сейчас в Москве Центр организации дорожного движения (ЦОДД) начали тестировать новые совмещенные дорожные знаки. Обновленные знаки уменьшились до 400 мм в ширину, раньше были 700 мм. А знак платной парковки и инвалида переехал на синюю область знака.
Вот какими знаки были и какими теперь будут по версии ЦОДД:
Слева – знак в текущем виде, в центре – знак с учётом положения паркующейся машины, справа – знак без дополнительных табличек
Помимо самого знака парковки в комбинации с ним должен устанавливаться знак серии «Способ постановки транспортного средства на стоянку». В случае обычной параллельной парковки хорошо бы упразднить эту табличку вовсе, но пока она должна размещаться. Хотя ЦОДД, возможно, и не будет вешать этот дополнительный знак, чтобы уменьшить визуальный шум.
Эти пилотные знаки уже начали появляться на Большой Никитской и еще нескольких улицах.
Когда я увидел проект новых знаков, захотелось накидать свой собственный вариант, поскольку понимание было уже давно, нужно было лишь нарисовать.
Сейчас власти готовы поменять нормы и ГОСТы дорожных знаков, а значит самое время высказаться и предложить свою идею. Посоветовавшись ребятами из офиса Единой транспортной навигации я продумал логику знаков и набросал эскизы:
Я постарался заложить в знаки модульность нескольких уровней информации и принцип цветового кодирования.
Комбинации нескольких знаков в одном
Самой главной проблемой в Москве стало наращивание сложных комбинаций знаков, которые и водителей путают и отвлекают, да и архитектурный облик города нарушают. Поэтому важно не просто уменьшить знаки, но и объединить сложные комбинации, связанных между собой знаков вместе в одну понятную табличку.
В этой табличке несколько уровней информации. Первый основной уровень – это сам знак парковки (запрета парковки или любой другой знак, работающий в комбинации с дополнительными табличками)
На втором уровне размещаются вспомогательные знаки, например, тип парковки и способ размещения автомобиля.
Третий уровень – опциональный. Он может содержать как текстовое пояснение к знаку, так и информацию, например, о зоне платной парковки.
Лучше иметь один знак, вместо нескольких, которые в себе несут всего одно послание.
Сейчас знаки меняют на Большой Никитской, но в первый же день столкнулись с тем, что многие знаки требуют дополнительных пояснений и опять порождают новые таблички, которые выглядят не очень. И получается, что от визуального шума город простым уменьшением знаков не избавляется.
В городе есть парковки, за остановку на которых, можно получить штраф, а могут даже забрать машину на штрафстоянку.
Например, с действующими сейчас знаками легко перепутать и припарковать машину на месте, предназначенном для инвалида. Но если сам знак будет цветом отличаться от других, то совершить такую ошибку будет сложнее.
Инвалидам будет проще найти свою парковку, а обычным автомобилистам будет сложнее перепутать ее. Цветом можно маркировать и другие знаки, обозначающие нестандартную парковку. Не стоит переживать, что от цветных знаков улица будет выглядеть плохо. В большинстве случаев размещаются самые обычные знаки платной парковки без цветового кодирования. Цветные знаки – это скорее исключение, на которое стоит обратить внимание, чтобы не получить штраф.
Толщина столба и его размещение
Знаки начали уменьшать, но диаметр столбов, на которых эти знаки размещены остался без изменения, из-за чего знак выглядит немного нелепо.
Конечно, нужно менять не только знаки, но и сами столбы. А главное, что за счет уменьшения размера знака он может размещаться ближе к краю бордюра, а значит освобождать пешеходную зону на тротуаре.
Номера парковочных зон сейчас размещены на маленьких прямоугольных табличках. О них многие пешеходы царапаются и рвут куртки. В предложенном мною варианте номер зоны парковки находится на самом знаке. Поэтому не требуется вешать маленькую табличку. Но, конечно, не все москвичи еще научились оплачивать парковку, поэтому инструкция с маленькой таблички конечно должна быть размещена где-то в зоне пешей доступности или на паркомате, но не на каждом столбе. Очень важно избавиться от этих табличек – они как раз находятся на уровне глаз и портят облик города не хуже огромных комбинаций знаков.
Во многих городах Европы нет дорожных знаков парковки, за счет чего улицы выглядят очень чистыми и красивыми. Дело в том, что за парковку отвечает именно разметка, которой достаточно. Но в России дорожные знаки имеют приоритет над разметкой, возможно по причине зимних условий, когда разметка не видна. И зима это единственный повод для существования знаков парковки в Москве. Я надеюсь, что в скором времени за счет автоматизации всех областей жизни знаки парковки будут не нужны, а машины с автопилотом просто не позволят владельцам нарушать правила и парковаться на тротуарах. Но пока это время не наступило хочется, чтобы дорожные знаки эволюционировали вместе с городом.
Этот пост является лишь моей концепцией, которая еще далека до идеала. Но надеюсь, мой опыт используют городские власти для улучшения облика улиц.