Трамвай встал - что делать?
Довольно часто я рассказываю людям о разных транспортных основах и решениях. Каждый раз при упоминании трамвая начинаются вопросы о ДТП на путях, низкой надёжности из-за одного возможного коридора и так далее. Прямо помутнение рассудка: знаем один минус и на его основе делаем вывод о целесообразности целого вида транспорта. Зато о метро говорим только хорошо, хотя это тот же самый трамвай с путями, на которые что-то может упасть и парализовать всю работу.
Так что же делать с трамваем, если он встал и не даёт проехать другим?
Всё ломается, но чтобы трамвай просто встал из-за поломки - большая редкость. Как правило, это говорит о плохом содержании и выработанном ресурсе. В таких ситуациях техническая служба должна оперативно отбуксировать трамвай в депо или на площадку для отстоя. В зависимости от ситуации трамваю может потребоваться: домкрат и установка ложной колёсной тележки, тягач, а в самых сложных ситуациях - кран.
ложная тележка для заклинившего колеса
Если же проблема с сетью, то нужна бригада и подъёмник. Время реагирования и точки постов должны позволять запустить движение как можно быстрее - эта задача вполне решаемая.
Трамвай это мини-поезд, после большинства аварий с легковушками трамвай вполне в состоянии доехать до депо без чужой помощи, чего не скажешь о машинах. Тут тоже важна скорость реакции, но сотрудников ДПС.
С ними вполне можно договориться о приоритете трамвая или даже о резервном штате только для аварий с общественным транспортом. Оформить и оттащить машину можно быстро. Подобные договорённости точно были в первые недели работы Магистрали в Москве - аварии тогда оформляли в течение минут 15.
Для предотвращения скапливания трамваев и срыва графика диспетчеры должны направлять водителей на разворот и укороченные маршруты. Для компенсации выпавшего маршрута нужно пускать автобусы или троллейбусы, чтобы обеспечить транспортную услугу. С подобными решениями хорошо знакомы москвичи по компенсационным автобусам М, которые работают бесплатно при поломке метро.
Пассажиры очень не любят быть в неведении и не доезжать до конца своего маршрута. Сегодня ты едешь нормально, завтра трамвай просто не приезжает на остановку в течение часа и без объявлений, а послезавтра ты едешь на машине. Поэтому информирование - крайне важная тема.
В случае плановых остановок сотрудники развешивают листы объявлений, но тут ситуация экстренная, а ради часовой задержки печатать и обклеивать 100500 остановок смысла нет. Благо в большинстве городов есть онлайн-табло - подключился удалённо и внёс информацию для пассажиров. Ещё есть онлайн-сервисы - с ними можно договориться об информировании пассажиров с привязкой к локации. Эти решения не дадут 100% охвата, но снизят негатив и чувство неизвестности у многих пассажиров.
Трамвай - отличный вид транспорта: большая провозная способность, низкие затраты на содержание, большой срок службы и минимальный вред экологии. Намного проще предотвратить неожиданные остановки и минимизировать эффект поломок: аварий будет меньше с обособленными путями и вафельницами на перекрёстках, а правильная логистика технической базы ускорит реакцию на аварии и снизит простои.
Если бы всеми любимый метрополитен ездил по улицам в текущих условиях, то он точно так же стал зависим от личного автотранспорта, несмотря на свои плюсы. Кому-то может показаться это диким, но стабильность и предсказуемость трамвая реально довести до уровня метро - для этого всего лишь надо ограничить появление машин на путях.