March 3, 2017

Зайцы в транспорте Берлина: как избежать штрафа

В России контролёры на транспорте как собаки без зубов - они могут штрафовать, но вы их можете послать и уйти. Проблема в федеральном законодательстве: право применять силу и задерживать людей есть только у полицейских. Подробнее об этом я писал пару лет назад.

В Европе с этим проще: полномочия шире распределены по муниципалитетам - на местах сами решают, чем и кого наделять. Где-то даже создаётся муниципальная полиция для мелких проблем. В своих путешествиях неоднократно видел, как контролёрам на транспорте или парковочным инспекторам приходилось применять силу к особо буйным людям.

А у нас приходится упрашивать или ходить вместе с полицейским по вагонам. Естественно при таких условиях о полной неотвратимости наказания говорить сложно.

Но я не совсем об этом. Наткнулся на интересную статью про контроль в общественном транспорте Берлина. Точнее про случаи, когда можно оспорить штраф или просто не попасть дважды на взыскание. Любопытное чтиво, рекомендую:

Среди городов Германии Берлин отличается особо жестким контролем на транспорте. К тому же его транспортная сеть наиболее сложная и разветвленная. За многими ее особенностями трудно уследить даже коренному берлинцу, не говоря уже об иногородних. При этом Берлин является настоящей «столицей зайцев» — шесть процентов пассажиров ездят без билетов. Но далеко не все из них сознательно не оплачивают проезд. Нередко возникают обстоятельства, которые делают человек «зайцем поневоле». Можно ли в этом случае избежать штрафа? Тем более, что сейчас он составляет солидные 60 евро.

Берлин на своем официальном сайте дает советы, как доказать невиновность, если проезд неумышленно оказался безбилетным. Основным документом, регулирующим условия оплаты и наказания за неоплату проезда, являются «Условия пассажирских перевозок» (Beförderungsbedingungen) Транспортного объединения Берлина — Бранденбурга (VBB). Что может быть признано уважительными причинами неоплаты, как действовать пассажиру, чтобы отстоять свои права, — разъясняем самое важное.

Неисправный автомат

Если перед отправкой поезда (электрички, автобуса) вы не смогли купить билет из-за неисправности продающего автомата и все-таки решились ехать, то запаситесь доказательствами. Запишите время и место технического отказа, номер дефектного автомата. Хорошо, если в дополнение сфотографируете его на мобильный телефон. Еще лучше, если сразу же оповестите по телефону о поломке (обычно номера соответствующих служб указываются на автоматах).

При посадке сообщите о поломке водителю или машинисту (если удастся), на пригородном железнодорожном маршруте — поездному кондуктору (Zugbegleiter).

Точно так же действуйте в случае поломки аппарата, «компостирующего» приобретенные билеты (Ticketentwerter).

Это снимет с вас вину перед контролером.

Если контролера не было, а вам нужно делать пересадку, то сразу же на остановке купите билет. И можете ехать дальше с легкой душой и чистой совестью.

Забытый проездной
Типичная ситуация: контролер обратился к пассажиру, а его проездной лежит дома (в кармане другой куртки, на работе, в машине, где угодно, но не с собой). Необходимо, конечно, объяснить, что билет у вас есть, но вы его забыли. Вам все равно выпишут штраф, но платить его не надо. Вместе с квитанцией на штраф и забытым проездным обратитесь в специальную службу разбора споров на пассажирском транспорте (Schlichtungsstelle für den öffentlichen Personenverkehr, SÖP) или в административное управление транспортного предприятия. Конкретный адрес для обжалований будет указан в полученном документе.

Обратиться следует в течение недели после происшествия, причем день, когда назначен штраф, считается первым днем этого срока.

Своевременно предъявленный в SÖP проездной (разумеется, если он годен) — достаточное основание для того, чтобы считать инцидент исчерпанным. Штраф с вас не возьмут, но придется уплатить административный сбор в размере 7 евро. Такова цена забытого проездного.

Внимание! Два очень важных уточнения — и оба, увы, не в пользу пассажира.
1. Если ваш проездной не именной, а с правом передачи (übertragbar), то даже после его своевременного предъявления в SÖP штраф в размере 60 евро все равно придется заплатить. SÖP в этом случае поддерживает интересы транспортного предприятия, поскольку не исключено, что в тот момент, когда вас «поймали» без билета, кто-то другой ездил с вашим проездным.
2. Если вы уже были оштрафованы за безбилетный проезд в течение последних 12 месяцев до нынешнего происшествия, то очередной штраф тоже придется заплатить, независимо от наличия и годности проездного.

Билет в мобильном телефоне
Сейчас все чаще практикуется проезд с оплатой по мобильному телефону. Вот несколько важных для пассажира условий, при несоблюдении которых он также будет оштрафован:
билет должен быть куплен до посадки;
аккумулятор телефона должен иметь достаточную зарядку на время поездки (если вы не сможете показать контролеру билет в телефоне из-за того, что сел аккумулятор, проезд будет считаться неоплаченным);
билет должен быть сохранен в телефоне таким образом, чтобы «открывался» даже в том случае, если телефон не связан с интернетом;

Неправильный билет

Малообнадеживающий случай. Неправильный билет (не та маршрутная зона, не то направление) безусловно штрафуемый случай, даже если вы выбирали тип билета не сами, а по подсказке, например, вокзального работника, по прибытии в Берлин из другого города. Общество по защите прав потребителей (Verbraucherzentrale) все же советует попросить контролера, правда, без особой надежды на успех, войти в положение и уменьшить сумму штрафа.

Билет по старой цене
При повышении цен на билеты те из них, что были приобретены заранее, до введения новых цен (например, билет на определенное количество поездок — Mehrfachticket), не теряют годность автоматически. Устанавливается переходный период, когда билеты по старой цене сохраняют годность.

Совет пассажирам: следите за текущими ценами. Если они изменились, справьтесь в VBB о переходном периоде. С истечением этого периода билеты, купленные на основании прежних тарифов, становятся негодными. При проверке пассажира с таким билетом оштрафуют.

* * *
Если вам заведомо светит штраф и вы понимаете, что избежать его не удастся, лучше заплатить на месте. Обязательно потребуйте у контролера квитанцию. С этой квитанцией вы можете ехать дальше, до своей остановки. Кстати, пассажир имеет право заплатить на месте только 10 евро, а не полный штраф. Остальное доплатить впоследствии, переводом. Но и в этом случае полученная квитанция об уплате является вашим проездным документом до конца поездки в данном транспортном средстве.

Другая возможность: заплатить всю сумму впоследствии, переводом. Вам выдадут штрафное уведомление с платежными реквизитами. При выписке квитанции с вас потребуют паспортные данные. Заплатить следует в течение 14 дней начиная со дня происшествия. При нарушении этого срока к пассажиру будут применены последующие, более тяжелые административные санкции. Получив от контролера уведомление о штрафе, пассажир обязан еще и оплатить проезд, иначе его могут оштрафовать вторично, при последующей проверке.

Уведомление о штрафе не заменяет проездного билета, а квитанция об уплаченном штрафе — заменяет, но только до конца текущей поездки, то есть до высадки или пересадки. Если для оформления штрафа вас попросили выйти из поезда, то получив квитанцию об уплате штрафа, вы можете продолжить поездку, используя квитанцию в качестве билета.
* * *

Особенно осторожными и щепетильными в вопросах оплаты проезда следует быть иностранным туристам: в случае наказания за безбилетный проезд, а тем более если была оповещена полиция или штраф остался неоплаченным, — последствия могут быть серьезными, вплоть до отказа в выдаче визы в будущем.
* * *

Эти советы привязаны к правилам, действующим в VBB. Но в принципе, аналогичные правила действуют и в других компаниях общественного транспорта в Германии. Например, Центр защиты прав потребителей Северного Рейна — Вестфалии дает пассажирам на случай спорных ситуаций практически те же самые советы.

И размер штрафа за безбилетный проезд — 60 евро — единый для всей Германии.

Источник

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:
Транспорт Берлина

Как берлинский транспорт с пассажирами заговорил