Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо
Не бывает хороших городов с плохим общественным транспортом. А чтобы автобусы, метро и электрички вывозили город, они должны работать как единое целое, а не как самостоятельный вид транспорта с конкуренцией за пассажиров. Поэтому важна координация и пересадки между разными видами транспорта: чтобы человек из пригорода смог спокойно доехать на велосипеде до электрички, приехать на поезде в центр, а дальше тут же спуститься в метро или уйти на трамвай без унижений и боли.
Транспортно-пересадочные узлы/хабы - один из важнейших элементов транспортного комплекса. При этом понятие ТПУ весьма широкое: это любое место, где человек пересаживается с одного вида транспорта на другой. Перехватывающая парковка у жд-станции? Хаб. Две остановки на перекрёстке? Тоже хаб. Станция городского велопроката у зарядки электромобиля? Тут спорно, но вполне вероятно.
Давайте разберём эти ваши ТПУ.
Пользователей хабов по целям можно разделить на две большие группы: пассажиры и местные жители.
Пассажиры - транзитные пользователи, их цель - быстрее уехать, возможно по пути получив дополнительные услуги. В свою очередь пассажиров можно разделить по видам транспорта, точнее, откуда они придут и как их принимать:
- пешеходы
- велосипедисты
- жд
- парковка
- метро
- наземный транспорт
- такси и тд
Для местных жителей ТПУ может стать точкой притяжения с кафе, сервисами или магазинами. Многие называют это третьем местом - местом для различных социальных контактов. Для справки: первое место - дом, а второе - работа.
Возможно смешение ролей и их корректировка. К примеру, пассажир может оказаться местным жителем-любителем выпить перед поездкой кофе или пиво и проверить ленту в фейсбуке. Или местные жители пользуются ТПУ в транзитных целях - актуально в случае жд станций или наземного метро, когда пути разрезают район, а хаб выступает точкой соединения. Бывает распространённая ситуация, когда человек-пассажир ждёт на станции кого-то второго - цель вроде одна, но при этом место должно отвечать требованиями общественного пространства.
Транзит и общественное пространство
Исходя из потребностей, хаб должен отвечать запросам двух больших групп пользователей. Хотя их цели и специфика крайне противоположны: одни спешат и нервничают, а другие спокойно проводят время. Поэтому надо уметь грамотно разводить потоки.
Понятно, быстро, удобно - примерно так можно описать ТПУ как транзитную точку. Начать стоит с самого простого вопроса - где я и как мне уехать или перейти на нужную остановку. Это банальнейшие вопросы, но без ответа на них пользование хабом превращается в стресс - никто не любит теряться, особенно в толпе бегущих людей. Поэтому нам нужна навигация!
Более того, именно задача облегчить навигацию должна ставиться ещё на этапе проектирования хаба. Стрелками хорошо показывать "прямо и налево", но когда для перехода из метро на автобус надо подняться, обогнуть торговые ряды, найти сторону Б, а затем ещё раз подняться на эскалаторе справа (именно на правом, а не левом) - ни одна навигация не сможет упростить жизнь пассажирам.
К навигации можно отнести информирование пассажиров об отъезде/подъезде других маршрутов. Хорошо, когда пассажир ещё в вагоне метро знает, что через n-минут наверху будет трамвай, чтобы понять, успеет он на него или нет. Идеально, когда расписание синхронизировано и трамвай, к примеру, ждёт людей из поезда метро.
С быстротой всё вроде тоже понятно: должно быть близко и без лишних препятствий типа подземных переходов.
Неправильно: две остановки на расстоянии в 300м; две станции метро в 500м друг от друга; станция МЦК и метро в 1км друг от друга...
ТПУ в Мюнхене: вход в метро, велопарковки и автобусные остановки
Правильно: остановка напротив выхода из метро; велопарковка у входа на станцию; остановки на перекрёстках...
ТПУ Кальмана Селля (бывшая Московская площадь)
Хозяйке на заметку: пересадка Останкино <--> Бутырская примерно на 150 метров короче, чем Петровско-Разумовское <--> Петровско-Разумовская. Компактность - наше всё.
С удобством уже сложнее - каждый по-разному понимает это для себя. Кому-то хватит ровного пола без ступенек, второму подавай интересные архитектурные решения со световой навигацией, а другим просто нужен газетный автомат на платформе. Если попытаться упростить до нескольких тезисов, то получится: безбарьерная среда, комфортные условия по температуре и осадкам, светло, навигация, туалеты, вода, кофе, закуска.
Думаете я забыл про безопасность? Нет, просто это единый принцип для всего общественного транспорта. Только безопасность не в виде камер и рамок на входах, а в социальном и тактильном плане. Люди не должны думать при пересадке, как защищаться от маньяка за углом или провалится под вами пол или нет.
С общественным пространством хаба работают те же самые принципы, что и для других публичных мест города. Минимальный набор выглядит так: посидеть и поесть. Хотя ладно, кого я в 21 век обмануть пытаюсь, - ещё Wi-Fi нужен.
Общественное пространство должно завлекать людей - точки ритейла, кафешки, бары легко справятся с этим, создав разнообразие и места для посидеть и поесть, ещё и пароль от интернета дадут. Местным жителям могут пригодиться продуктовые или хозяйственные магазины.
Очень круто работают фонтаны при ТПУ или публичные пианино - хорошо оживляют пространство и притягивают людей:
На самом деле вопрос качества хаба как общественного пространства ограничен фантазией архитектора и финансированием.
ТПУ Кальмана Селля (бывшая Московская площадь)
Чем больше ТПУ - тем дороже его стоимость и дальше горизонт планирования. Неправильно установили остановку? Её передвинут через год-два. Заложили станцию метро там, где удобно, а не там, где надо - ну это исправят лет через 200, может быть.
Просто помните, что от конкретных решений будет зависеть жизнь людей следующие лет сто. Пример из жизни: движение по МЦК запустили в 2016, а по станции метро Ленинский проспект в 1962 - переход из метро на жд пути больше полувека простоял заделанный бетоном. Зато теперь это одна из самых востребованных пересадок на всём кольце. А ведь если бы тогда не было принято решение сделать задел, то пересадка была бы сложнее и дальше.
Поэтому нужно не только смотреть на запросы дня сегодняшнего, а ещё оценивать перспективу. Лучше отталкиваться от логики сделать сегодня чуть больше и дороже, чем через 15 лет перестраивать всё и тратить в разы денег, времени и нервов пассажиров.
О чём часто думают специалисты, которые создают ТПУ у нас в стране? Часто у них даже нет понимания, что такое хабы и зачем они нужны, зато все понимают про соответствие нормам, бюджету и срокам. В итоге получается шляпа - из расчётов полностью выпадают люди и их запросы.
Системой оценки хаба для пассажиров может служить пассажиропоток: его повышение и достижение заданных параметров. Только эти цифры не скажут вам о потенциальных пассажирах, которые бы воспользовались вашим ТПУ, если бы он отвечал запросам в скорости, доступности или чему-нибудь ещё.
С ТПУ как точкой для местных всё ещё сложнее - тут даже нет цифр по валидациям! Зато можно посмотреть по торгашам и спонтанным точкам ритейла - если они есть, значит есть запрос. Хотя качество такого стихийного бизнеса явно не красит ТПУ ни для пассажиров, ни для местных жителей.
Лучше всего оценивать работы по опросам - это самый удобный механизм обратной связи для столь широкого диапазона вопросов. К примеру, мы на Веломоскве провели опрос велосипедистов, насколько удобно им пользоваться станциями МЦК с велосипедами (то есть как раз пересадка - значит ТПУ). Получился интересный результат: у МЦК идёт рост пассажиропотока и все говорят, как всё хорошо, только вот качество исполнения плохое и это отбивает желание пользоваться городской электричкой:
Ещё один хороший инструмент для поиска ошибок и их исправления - тестовые пассажиры и люди. Просто перед открытием дайте группам задание следовать определённым сценариями, записывая вопросы и трудности, - помогает взглянуть на всё глазами пассажиров и что-то исправить перед пуском. Такое обычно проворачивают в новых аэропортах перед началом работы.
Думаю вы поняли, что весь текст - теория с принципами. Это всё полезно и важно, но слегка отстранено от практики. В ближайшее время планирую разобрать некоторые удачные и не очень ТПУ Москвы с точки зрения пассажира и обычного горожанина - вот там мы окунёмся в ... практику с головой!