April 5, 2017

Торгово-покупательский узел Планерная

Представим себя на месте проектного института, которому поручили сделать торговый центр. Только не простой, а чтобы ещё с транспортом внутри было. И назовём это как-нибудь непонятно и по-новому, чтобы по телевизору важным выглядеть. Транспортно-пересадочный узел? А что, звучит.

В это время проектировщик чешет затылок и понимает, что нужно сделать хорошо магазинам и пассажирам, но поставить торговый центр рядом с потоком людей нельзя – так делали раньше, а нам надо чтобы было ух-тпу! Тут приходит гениальная идея: пустить пассажиров через магазины в принудительном порядке! Было бы совсем хорошо заставить их покупать что-нибудь в этих магазинах, но это оставим на будущее.

В итоге у пассажиров есть тепло и магазины, а у магазинов - покупатели. Победы по всем фронтам! Или всё-таки нет?

Вводная

ТПУ Планерная у метро Планерная на северо-западе Москвы начали строить в 2004 при Лужкове, а закончили в 2011 году при Собянине.

Имеет 6 этажей, первоначально было так:
-1: супермаркет и зона разгрузки
1-2: выходы на платформу, торговые точки, ресторанный дворик
3-5: парковка на 600 машин

Наземный транспорт-метро

Основная транспортная функция ТПУ Планерная – пересадка людей с автобусов в метро утром и наоборот вечером. Для этого сделали огромную площадку с несколькими платформами прямо у вестибюля метро и несколько остановок по бокам от ТПУ.

А теперь самое интересное: выйдя из метро, вы видите эти автобусы и практически можете их потрогать. Но чтобы подойти к ним, нужно пройти квест: зайти внутри, найти на навигации нужный маршрут, искать нужный этаж и выход. Только учтите, что нанести маршрут на указатель могут забыть и её легко не увидеть из-за огромного числа рекламы и вывесок:

Думаете на этом проблемы кончаются? Ха! У ТПУ есть две основных платформы для посадки в автобусы: на первую вы попадёте без особых проблем, ведь она на первом этаже, а вот выход ко второй… рядом с макдональдсом на 2 этаже:

Ладно, подняться внутри ТПУ несложно – есть эскалаторы, а вот спускаться на платформу придётся по самой обычной лестнице с тепличным поликарбонатом.

В начале идея была благой: разнести потоки и снять турникеты у автобусов внутри площадки ТПУ, для этого на каждом выходе стоят турникеты. Вот только на втором этаже они не работают – в итоге половина пассажиров валидирует билеты в ТПУ, а другая половина – в автобусах. Из местных форумов узнал, что бабушки и обладатели безлимитного билета проходят снизу и платят в автобусе ещё раз. От таких любителей лайфхаков на платформе поставили забор, но какой забор остановит бабушку с тележкой и любого другого адекватного человека?

Забавный факт: из Химок до Планерной ходят троллейбусы, но в ТПУ для них ничего не сделали, поэтому остановка в сторону Химок находится в 400 м от метро.

В итоге обычная пересадка из метро на городской автобус занимает вместо 1 мин. около 5 мин. с забежками через торговый центр и по лестницам. При том нет даже подобия зала ожидания - в случае плохой погоды люди просто вынуждены стоять в дверях. Браво.

Горе-проектировщики и другие причастные к этому ТПУ решили устранить ошибку проектирования любимым средством крепкого хозяйственника – забором. Естественно в некоторых местах он выломан – нормальный человек всеми силами будет стремиться идти самым коротким путём.

Вместо того, чтобы всё исправить и сделать удобную пересадку, все пытаются насильственно заставить людей наматывать ненужные круги.

Для сравнения: чуть в стороне от ТПУ есть площадка с подмосковными маршрутками – она без заборов и с нормальной пешеходной доступностью. Сразу видно, где клиентоориентированный сервис.

Площадок для высадки пассажиров несколько – автобус просто останавливается напротив входа в торговый центр и люди заходят внутрь, чтобы в итоги выйти к метро. Выглядит так:

Такси

Инфраструктура ТПУ игнорирует такси, поэтому они просто запаркованы на улицах и во дворах поблизости.

Можно понять причины такого хода: когда закладывали ТПУ, вместо такси были бомбилы, поэтому город делал вид, что их нет. Не можешь контролировать – запрети, иначе все площадки для автобусов будут запаркованы. С момента постройки ничего не изменилось.

Парковка

Расчёт был прост: человек приезжает, кидает машину и идёт в метро. Планерная на окраине Москвы, жители тех же Химок с удовольствием пользовались бы перехватывающей парковкой. Акцент на БЫ. Если бы парковка была открытой: на третьем этаже из машино-мест сделали рынок. Да-да, в прямом смысле рынок, с овощами-джинсами-плавками:

Остальные два этажа тоже закрыты. Причину мне никто назвать и не смог, но зато рассказали, что там паркуется руководство. Удобно:

Было городское – стало личное:

На последнем этаже машин меньше, но видимых причин для запрета парковки всё так же не видно:

Велотранспорт

Вы делаете большой хаб с охватом 10-15 км для жителей района и ближайшего Подмосковья. Ваш клиент может жить в 5км от ТПУ и мог бы доехать на велосипеде за 10 минут и поехать дальше на метро – только сделайте крытую велопарковку длительного хранения. Что скажет тов.проектировщик с заказчиком? *закадровый смех*.

Я был у ТПУ недолго, но за это время встретил несколько прикованных велосипедов за что попало. Велопарковки есть, но они либо где-то за углом, либо вдалеке от метро. Психология велосипедистов такая же, как у автомобилиста или любого другого человека – они ленивые и хотят припарковаться как можно ближе. К тому же оставить велосипед в проходимом месте безопаснее, чем где-то сбоку. В общем, провал.

Пешеходная доступность

В транспорте существует проблема последний мили - это когда человек не пользуются, или пользуется меньше, транспортом, потому что до него сложно дойти. Это не только ямы/парковки, но и банальное увеличение пути. Человек – существо ленивое, но это не плохо, это естественный механизм сохранения энергии, люди вырабатывали его тысячелетиями. Это желание мешает многим проектировщикам и транспортным инженерам сделать автомобильный рай и спасти город от пробок, но что уж поделать – они сами такие же на самом деле.

Все переходы оттянуты от ТПУ, из-за чего получаются те же самые перепробеги. Страдают не только пассажиры наземного транспорта, но и простые жители округи. В итоге все массово перебегают:

Делать какой-либо газон или зелень вблизи больших потоков людей очень опасно. К чему это приводит, наглядно:

см. на сигнальную ленту между деревом и кустом, а также на перекопанную землю

Навигация

Навигация на станции метро полностью игнорирует ТПУ:

Есть лишь скромные указатели к автобусам:

Зато в вестибюле при выходе есть карта с индексом и остановками всех маршрутов. Практически всех – на месте площадок с маршрутками из Подмосковья обозначена простая парковка.

На самой площадке маршруток из навигации лишь флажки с номером маршрута:

Внутри ТПУ только зелёные стрелки с номерами автобусов. Их убогость зашкаливает, к тому же информация не всегда верная.

Общественное пространство

Любой хаб является общественным пространством, в котором должно быть комфортно находится всем. Для этого нужен туалет, кофе, тенёк, где посидеть и так далее – об этом подробнее писал в обзорном посте.

Торговый-покупательский узел Планерная, который должен был стать этим общественным пространством, таким не является – там элементарно незаконно запрещено фотографировать и на тебя могут напасть гопники-охранники. Это частный объект, из которого тебя могут выгнать, то есть существует ценз. Как торговый центре не есть общественное пространство, так и этот ТПУ выпал из общественного пользования.

Что-то отдалённо напоминающее общественное пространство есть на площади у входа в метро, где большой навес и подобие лавочек:

Рядом есть ещё скамейки. По сути это всё и есть общественное пространство ТПУ, только сделано оно в транзитной зоне. Двойка за зонирование.

Вывод

ТПУ Планетная сделана через жопу. С первого штриха до последнего кирпича. Убогость дополняет управляющая конторка, которая наводит свои порядки. Последние плюсы ТПУ в виде бесплатных туалетов и парковки и те угробили.

Но этот пример учит нас простому принципу: проектировщики считают, что если пустить поток транзитных пассажиров через торговые ряды, то получится убить двух зайцев сразу. Это не так. Пассажиров отпугивает не бизнес, а кривые пересадки, а по такой схеме в первую очередь страдают как раз пересадки. В то же время можно спокойно разметить бизнес вдоль удобного пути для пассажира – от этого выиграют все. Именно так сделали на московских вокзалах, в Утрехте, в Нью-Йорке и так далее. Даже тот же Европейский на Киевской не мешает пассажирам, заставляя идти через себя, и не бедствует.

В идеальной ситуации этот ТПУ надо сносить. Признайте это незаконной постройкой – все жители и пассажиры только спасибо скажут, даже если после рядом построят торговый центр, лишь бы не наматывать круги ради выгоды отдельных лиц.

Но улучшить жизнь людей можно быстрее и всего за один день: пробейте дырку в заборе к платформам, чтобы не заставлять людей страдать. Тактика с отказом от турникета в автобусе ради ТПУ уже не работает, тем более с безлимитными билетам и Тройкой посадка стала занимать в разы меньше времени.

В следующей части посмотрим на хабы наземного транспорта.

PS когда привозили Джаретта Уоккера в этот ТПУ, то он большего всего удивился заборам и как мы послали охранников с запретом фотографировать.

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:
Как в ТПУ Планерная шпиона нашли (меня)