Саратов - типовая проблема России, с которой надо что-то делать
Российские города деградируют. Разруха, безвкусица, идиотизм, заброшенность - можно придумать много слов, чтобы описать среднестатистический город в стране. Этот факт, который виден даже обывателю, долгое время игнорировался властями, зато сейчас об этом заговорили открыто - это первый шаг для решения проблемы.
На неделе я вернулся из Саратова, где проходил форум по урбанистике «Среда для жизни: квартира и город». Сразу скажу, что город мне удалось посмотреть из окна автомобиля (что нехорошо) и буквально обойти пару улиц в центре города. Да, плохой из меня урбанист) Хотя, объективно оценить Саратов всё равно не получилось бы - к форуму власти навели потёмкинских деревень какой-то порядок, заклеили весь город баннерами и наустраивали разных акций с перекрытиями - это слабо похоже на повседневность.
Благо саратовские ошибки типовые, на которые я насмотрелся в Красноярске, Сочи, Калининграде, Рязани, Кирове и так далее. Видимо, поэтому Саратов и был выбран для подобного слёта чиновников, урбанистов и архитекторов - чтобы быть к проблемам поближе.
Посмотрите на эти фотографии, и скажите, где такого нет:
Визуальное захламление города и утрата архитектуры:
Вид на красивый старый рынок умудрились закрыть ларьками:
Умирающий общественный транспорт:
Устойчивое развитие на буксире...
Игнорирование пешеходов, велосипедистов, пассажиров автобусов в транспортной политике:
Спасение от пробок путём подливания бензина добавления новых полос? Это же святое! Вот и в Саратове пошли по пути односторонних улиц (почему это плохо), благо на эстакады и туннели денег нет:
Подумаешь, что спрос на бесплатную парковку удовлетворить невозможно - в Саратове об этом не знают и свято пытаются закатать в асфальт максимально всё:
Удивительно, как в горячке тут не срубили все деревья вдоль улиц:
Качество общественных пространств определяется количеством лавок и урн:
Всё разбито, зато дерево побелено - значит всё в порядке:
Берёзки и тропинки... душевно, прямо как в деревне. На центр современного города не похоже:
Есть несколько отличий от средней урбанистической температуры по стране. Каким-то чудом в Саратове остался целостным исторический центр. Не отдельные дома, а прямо весь центр. Признаюсь, это впечатлило больше всего, но фотографий я почему-то сделал мало )
Жалко, но старина рискует развалиться сама:
В этих домах до сих пор живут люди. Явно сами они не потянут реставрацию и ремонт, даже с конскими сборами за кап.ремонт.
Перед форумом на главной пешеходной улице успели запустить дизайн-код, который регламентирует размещение рекламы и вывесок на фасаде. Абсолютно правильное решение - фасад дома и его архитектура является частью города, а не принадлежит только частным лицам. В Москве подобная история творит чудеса. Осталось запустить дизайн-код на весь город)
Саратов обошла стороной болезнь забора головного мозга и закрытия переходов во имя спасения от пробок. Прямо чудо чудное, я серьёзно.
Также тут игнорируют разделение светофорных фаз на автомобильные и пешеходные - для перехода и проезда надо ждать зелёный сигнал не полторы минуты, а 30 секунд.
Во время спасения города от коллапса с помощью одностороннего движения, город оставил встречные выделенные полосы. Непонятно как, но молодцы. Только вот появился эффект резинящих автобусов - частники едут со скоростью пешехода по выделенкам, чтобы собрать побольше пассажиров и не дать себя объехать конкурентам. Ужас, но это саратовская действительность. Фича похлеше кукушек из Красноярска.
Про ошибки в планировании новых районов и содержании советских спальников говорить не будем - отдельная большая проблема. Плюс у меня нет фотографий с местности)
О, это тема для нескончаемых рассуждений! Любимый ответ чиновника - нет денег. Мой любимый ответ - нет желания, знаний и долгосрочного планирования.
Посудите сами, почему на покраску всех бордюров и побелку деревьев (то есть бессмысленную имитацию бурной деятельности) есть деньги и люди, а чтобы отремонтировать их - средств уже нет?
Почему новые баки закупаются без педалей? Чтобы мусор разносился ветром и животными?
Почему деньги на нарезку карманов, новые знаки, расширение дорог, подземные переходы и прочее находятся, а на развитие общественного транспорта или велодвижения нет? Многое можно было бы сделать даже без каких-либо капитальных работ, а просто с помощью переразметки. Например, тут вошли бы велополосы:
Немного поясню: видите зазор между машиной и следующей полосой движения - эти метры асфальта пропадают. Просто не используются. Вроде у вас улица с 3 полосами, а по факту с 1,5. Хотя эти метры можно пустить на велополосы или расширения тротуара - у автомобилистов останется то же самое, а для остальных условия улучшатся. Уверен, что на большинстве улиц за счёт оптимизации и сужения полос войдут даже выделенные полосы без вреда для автомобилистов.
Часто необходимость карманов обосновывают как раз пропадающей полосой движения. Деньги потрачены, отчёты написаны, а полоса как была неполноценной, так и остаётся. К тому же повышается аварийность - припаркованные машины закрывают треугольник видимости и пешеходов:
Принцип работы чиновников никогда не основывается на эффективности, в этом плане мы не первые в мире. Но это не значит, что не надо стараться делать хорошо. В России очень любят мегапроекты, но не любят работать с деталями. Поэтому при выделении денег на что-либо массовое будут ошибки, с вероятность 90% получится лажа. Но ошибки не исправят, потому что содержанием города у нас умеют заниматься на уровне покраски деревьев и побелки бордюров в субботник.
Спорим, что если я года через два приеду в Саратов, то на главной пешеходной улице города урны так и будут стоять с не вкопанной плитой основания и будет лужа с фото выше?
Выгнать всех негодяев и взять белых-пушистых чиновников и менеджеров у нас не получится - не стоит верить в эти сказки. Точно так же не получится сделать вжух и запустить местное самоуправление с конкуренцией за голоса жителей и институтом репутации. Поэтому остаётся делать добро и бежать.
Деградация воспринимается людьми и чиновниками как норма - это основная беда. С у нас нет денег аналогично - вроде ок, продолжаем жить в говне, ведь ответственные за поиск денег и возможностей их не нашли.
Остаётся спускать полезные и правильные решения сверху, помня про мудрость с рыбой и удочкой, - принцип просто дать денег и отстать не работает, ведь на местах всё размажут по городу и получат увеличение на 1,153% урн у подъездов (то есть 0 эффекта). Нужно долго и упорно рассказывать, как всё должно быть и как это делать. Надо создавать места, которые бы изменили представление жителей и администраций о городе - в первую очередь о локальных, недорогих и быстрых проектах. Важно поменять мировоззрение, чтобы создать общественный запрос на возрождение городов и толкающий эффект от знаковых проектов.
Это может быть проведение фестиваля на площади-плаце, лекции, перекрытие улиц, тактический урбанизм, частно-государственное партнёрство, конкурсы, гранты на инициативы по реконструкции дворов и так далее. Возможности есть даже при маленьком бюджете, но их надо искать.
Поэтому к подобным набегам и акциям сверху я отношусь скорее позитивно - есть реальный шанс зажечь огонь в глазах горожан, которые потом будут теребить местных чиновников. Не получится десятилетиями откладывать благоустройство улиц и площадей, когда за неделю и крохотный бюджет была изменена до неузнаваемости площадь. Не получится превращать улицы в парковки, когда люди ходили по ним пешком и наслаждались безопасным общественным пространством без машин. Не получится твердить это невозможно, когда всё возможно.
Было бы хорошо, если после посещения подобных форумов исполнители и менеджеры из городских администраций запомнили что-нибудь правильное и нужное. Даже если процесс изменений запустится в 2 городах из 10 - уже будет прогресс и начнётся конкуренция городов за людей с борьбой за городскую среду.