Общественный транспорт Варшавы
Есть два простых факта:
1. Город обречён на деградацию, если люди не могут быстро и комфортно добраться из одной точки в другую.
2. В отличие от деревни, в городе невозможно обеспечить всеобщую мобильность за счёт личного автотранспорта - для этого элементарно нет места и такого огромного количества денег.
Поэтому общественный транспорт всё ещё существует - он позволяет городу развиваться, а жителям передвигаться. В городе с хорошей транспортной системой человеку вообще можно не иметь личный автомобиль и не испытывать от этого дискомфорта или затруднений - это одно из главных отличий города от деревни.
Можно ли прожить в Варшаве без машины? Давайте посмотрим на транспортную систему города.
Структура поста:
1. Интеграция транспорта и информирование
2. Магистральный транспорт
3. Скоростной уличный транспорт
4. Просто уличный транспорт
5. Велосипед
Разделять общественный транспорт по его видам так же гениально, как продавать билеты на чётные и нечётные дни - весь транспорт должен составлять единую систему и дополнять друг друга. Это начинается с единого билетного меню. В Варшаве, как и в любом нормальном городе, транспортный сервис предоставляется независимо от вида транспорта и по времени, а не по факту прохода.
Городу не выгодно, чтобы люди каждый раз покупали билет на одну поездку на минимальный проезд, поэтому билет на 20 и 75 минут (минимальные) стоят дорого - тем самым оператор мотивирует вас купить билет на сутки и более. Обезличенный билет стоит дороже персонифицированного, но последний доступен только местным жителям. В общем, всё по науке.
В городе не было замечено дублирования маршрутов, хотя через узловые улицы в центре проезжает много автобусов:
на остановках висит расписание каждого маршрута со списком остановок, в том числе для ночных маршрутов
Было замечено дублирование метро трамваем, но с учётом того, что у них разные функции, это не есть плохо: на метро люди едут на другой край города, а на трамвае - несколько остановок. Хотя в деловом центре у сталинской высотки трамвай и метро имеют одинаковый перегон без остановок.
Когда город убирает дублирование маршрутов и стимулирует пересадочную модель, встаёт вопрос качества этих пересадок. В такой ситуации практически каждая остановка на перекрёстке становится потенциальным хабом - вопрос лишь в количестве магистральных маршрутов. Ключевым элементом удобства пересадки становится расстояние, ведь идти 10 метров от двери до двери куда приятнее, чем 500 (подробнее об этом). Тут можно лишь пустить слюну и посмотреть, какие поляки молодцы:
Вышел из метро и сразу в трамвай:
Из автобуса на трамвай - всего лишь через дорогу:
Для удобства и навигации, все остановки одного узла пронумерованы:
Информацию о городском транспорте Варшавы можно получить на остановках и на станциях метро. Будьте готовы растеряться - нормальных схем на остановках нет, только список следующих остановок помаршрутно.
такие остановки ставят с 2014 года
У всех табло прибытия есть кнопка для звукового оповещения:
Основная навигация только на польском:
Информацию в основном дублируют на английский:
С временными маршрутами не разобрался - эти маршруты ходят тут временно или временно не ходят?
У автобусов на главном табло есть пиктограммы. В случае с поездом или самолётом всё ясно, а вот значение зигзага я до конца не понял. Есть две мысли: этот автобус что-то объезжает или это значок по умолчанию, когда ярких точек на маршруте нет.
Автоматы по продажи билетов стоят в салоне и иногда на остановках. Тут у меня была заминка с покупкой - автоматы хоть и говорят по-русски, но дают минимум информации о билетах. Приведу простой пример: в Варшаве есть две билетные зоны и автомат спрашивает, на какие вам нужны билеты, а самой карты зон нет (потом я узнал, что вторая зона - пригород, в который мне не надо). Кто имел опыт покупки билетов в Германии, меня поймут.
Туристический офис полный буклетов про общественный транспорт и консультантов я встретил лишь однажды - единственное место, где живой человек сможет рассказать вам про транспортную систему города:
В Варшаве это областная и городская электрички, плюс метро.
Электрички воеводства можно узнать по цвету:
Судя по билетным автоматам внутри, на территории города оплата идёт по общим тарифам, а вот дальше нужно брать отдельные билеты.
Городская электричка, нумерация начинается на S и они красные. Маршруты ходят дважды в час:
Турникеты в городе есть лишь в метро (об этом чуть позже), поэтому с улицы в поезд можно попасть также легко, как зайти в магазин. Ездить зайцем не советую - контролёров очень много и спорить с ними не стоит.
В городе есть две ветки метро: движение по первой линии на левом берегу было открыто в 1995 году, а по второй, которая соединила оба берега, в 2015.
Первая линия состоит из 21 станций, работа над которыми шла с 1982 по 2008 год. Станции двух типов: островного и с платформами по бокам:
Вторую ветку с 7 станциями копали с 2005 по 2015 года. Все станции типовые, хотя оформление разное:
По первой линии ходят мытищинские номерные после ремонта на петербургском заводе, Альстомы и Сименсы:
Первое впечатление на контрасте: немецкие поезда не пытаются тебя оглушить или свалить с ног...
По второй линии ходят только Сименсы:
Один монитор для рекламы, а второй только для навигации:
Интересно несколько моментов: все станции доступны для маломобильных, эскалаторы из переходов есть на всех ключевых выходах; мониторы с обратным отчётом до приезда поезда в вестибюлях, на станциях (плюс тип поезда) и на пересадках; туалеты в вестибюлях (не было нужды зайти) и грамотно вставленная торговля в переходах.
Многие метрополитены в Европе не ставят турникеты - в них нет необходимости, когда люди массово пользуются личными абонементами, а зайцев ловят контролёры в поездах и на выходах со станции. В Польше, несмотря на правильное билетное меню и армию контролёров, турникеты есть. Но если на новой линии они работают все...
... то на станциях первой линии всегда открыта калитка рядом с турникетами. То есть если ты пробил свой билет, и время не вышло, то можешь смело идти через неё. До сих пор гадаю, это баг или фича такая, и почему на второй линии её решили, а на первой - нет.
Секта любителей трамваев одобряет этот раздел!
Все трамваи - польские Песы и Констали. Моделей много - получается целый зоопарк.
Все пути обособлены, благодаря чему трамваи ездят очень резво по городским улицам:
Основная часть путей уложена по технологии рельсошпальной решётки, из-за чего газон делать не рекомендуется - контакт мокрой земли с рельсом способствует очень быстрой электрокоррозии подошвы рельса (спасибо
В некоторых местах делают буфер из плитки между рельсом и газоном:
Хотя нет, вру, в одном месте посадка с проезжей части:
На крупных перекрёстках делают третий путь для поворачивающих маршрутов, чтобы не тормозилось движения остальных трамваев:
Решение нужное - движение настолько интенсивное, что платформы изначально делают для посадки-высадки сразу из двух многосекционных трамваев. Иногда даже этого мало, а без третьего пути было бы совсем грустно.
Не мог же я просто назвать пункт «автобусы», хотя этот раздел только про них - маршруток в городе нет, а троллейбусы убрали в 1995 году.
Из интересного: все зоны вдоль остановок усилены плитами или брусчаткой:
Практически все автобусы - гармошки Мерседеса или Соляриса:
У водителей прикольные бортовые компьютеры, которые показывают расписание и маршрут, а на остановках трансляцию у дверей:
Выделенные полосы были замечены на окраине города ночью во время дождя, поэтому без фото.
Да, этот вид транспорта не совсем общественный (кроме велопроката). Да, я вроде как делал отдельный пост о велоинфраструктуре Варшавы. Да, важно отметить, что велосипед интегрирован в общую транспортную систему - его можно провозить везде и бесплатно:
Зачем они это делают? Потому что в большом городе расстояния тоже большие, а велосипед эффективен на небольших дистанциях. Зато если соединить общественный транспорт, особенно жд, и велосипед, то плюсов будет больше для всех.
До уровня общественного транспорта Варшавы нам как до Луны :(
PS на ютубе очень красочные видосики аварий с варшавскими трамваями - они там ездят очень резво и отбойники спереди стоят не просто так.