Варшава: правильный перехватывающий хаб
Помните, я вам показывал московский ТПУ Планерная? Будем считать это ярким примером, как делать не надо. Совсем-совсем не надо.
Теперь давайте посмотрим на хороший пример хаба для пересадок между общественным транспортом и личным автомобилем.
Станция метро Młociny была открыта в октябре 2008 и стала последней на первой линии метро.
От платформ к ТПУ ведут лифты. Валидаторы стоят внизу у дверей лифта:
Вместе со станцией был сделан транспортный хаб, который объединил метро, трамвай, автобус, велосипед и личный автотранспорт:
Пересадка на разные виды общественного транспорта происходит весьма просто - вы выходите из метро, а слева у вас автобусные перроны:
Здесь останавливаются городские, пригородные и региональные автобусы. Заметьте, что весь путь идёт под навесом:
Если же от метро повернуть направо, то...
Здание с камнями - выход из метро. Скамейки - остановки трамвая:
Чуть в стороне сделана большая трамвайная петля для отстоя:
В каждый трамвай зайти можно у выхода из метро или во время стоянки:
Такой тип пересадки редко встречается в России. Чаще всего проектировщики просто игнорируют категорию пассажиров, которых высаживают таксисты или водители. Название «Поцелуй и поехал» придумано не просто так - высадка происходит быстро.
Обычно это пара мест или небольшой карман рядом с входом метро или хабом, где разрешено стоять не больше 2-5 минут. У московских вокзалов что-то подобное сделано в виде платных парковок с бесплатными 15 минутами. В Варшаве это не больше 2 минут:
Обычно именно об этом в первую очередь думают у нас люди, которым рассказываешь про перехватывающие хабы - парковки. Стоянку делают для одной простой вещи - чтобы снизить количество машин на улицах и уменьшить пробки. Поэтому перехватывающие парковки делают либо на подступах к городу, либо на окраине. Młociny как раз из второй категории.
В двух многоуровневых паркингах находится примерно 1010 мест для машин. Припарковаться на день можно бесплатно, если есть проездной на сутки и более или льготный проездной. В остальных случаях - 1500р в день.
От паркингов к перронам и метро можно пройти по земле и по крытой галерее на уровне 3 этажа:
Везде эскалаторы и лифты, маломобильные не страдают:
Порадовала одна деталь - при выходе с парковки висит вся информация о городском общественном транспорте и схема ТПУ:
... хотя сами билетные автоматы стоят лишь у входа в метро и внутри наземного транспорта:
Для велосипедистов доступно 86 мест под крышей в разных частях узла:
Само собой есть велодорожки и переезды:
Пересадочный узел нужен не только для пересадок с одного транспорта на другой, но и жителям вокруг, то есть пешеходам. Любой хаб должен быть доступным для маломобильных в радиусе как минимум 1,5 километров, Młociny не исключение.
Везде наземные переходы со светофорами - никаких подземников или заборов, хотя рядом проходит городская магистраль:
Кто-то плохо смоделировал пешеходные потоки на этапе проекта, поэтому есть вытоптанные дорожки:
Разница лишь в том, что эти места не обносят забором. Хотя и не заделывают нормальным покрытием - вместо этого мотивируют идти неудобным путём:
В идеальном мире на хабах не нужна навигация, потому что всё интуитивно понятно. Но мы с вами живём в реальности, где без указателей и схем невозможно сделать работающий транспорт. Помимо типичных указателей из метро, хаб имеет множество своих схем и стрелок для здоровых, слепых и плохо видящих:
Щиты установлены во всех местах, где пользователь сталкивается первый раз с ТПУ. В этих точках люди планируют маршрут, а дальше придерживаются его:
У остановок типичные варшавские листы с расписанием и списком остановок. Построить маршрут по ним невозможно.
Хабы выполняют две роли: транзит и общественное пространство. В последнем случае необходимо обустроить места, где люди смогли бы провести с комфортом 5 минут, полчаса или более. Для этого необходимы скамейки, туалеты и прочие атрибуты.
Архитекторы расставили уличную мебель и удачно разделили потоки пассажиров и остальных, но наполнить места жизнью особо не получилось.
Предусмотрены курилки под открытым небом. Наличие Wi-Fi не проверял)
В галереи от парковок предусмотрены места для торговли и туалеты. Это нужно для дополнительной окупаемости хаба и создания дополнительного сервиса для пассажиров. Элементарно, чтобы была возможность купить попить или газету. Торговля встроена удачно - она не мешает пассажирам и не водит их кругами, но что-то пошло не так и всё закрыто:
Узел задуман правильно, зонирование и разделение позволяет сориентироваться быстро и иметь визуальный контакт с большинством необходимых точек притяжения - это значительно облегчает ориентацию. Всё расположено очень компактно, что снижает негативный эффект от пересадки - идти-то недалеко.
Элементы хаба типовые, но при этом формируют комфортную пересадку между всеми видами транспорта. В дождь протестировать Młociny не удалось, но крыша и галерея гарантируют сухие ноги и голову пассажирам.
С ролью общественного пространства реализация в какой-то момент дала сбой - площади есть, но они пустые. Сложно сказать, чья в этом ошибка.
Итог - снесите Планерную и сделайте пересадку для людей!
Посты по теме:
Общественный транспорт Варшавы
Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо