Проблема диагональных переходов
В Москве продолжают внедрять диагональные переходы на улицах. К сожалению, чаще всего эти переходы появляются не там, где они необходимы и востребованы, а скорее в местах, которые подошли по шаблонным критериям: выделенная пешеходная фаза и стандартных Х-перекрёсток.
Давайте для начала поймём, что это за диагональный переход такой. По сути, это декриминализация случаев, когда люди переходят перекрёсток от угла к углу. Это полезный инструмент, который действительно нужен в определённых случаях. Например, когда у вас есть выход из метро на углу улицы, а поток людей равномерно идёт во все стороны от этого угла - в таком случае это благо.
В Москве же пошли другим путём. Сначала московский ЦОДД решил массово разделять фазы на светофорах, чтобы машины и пешеходы не двигались одновременно в одном направлении. В этом ЦОДДу поддакивают гаишники. Когда-то такое требование было обязательным по ГОСТам, но уже давно это не больше, чем рекомендация, но когда чиновники мыслят квадратно-гнездовым способом и действует по принципу «забить гвоздь бумагой», рассчитывать на адекватность сложно.
Это привело к адским фазам ожидания и задержкам для всех: пешеходы ждут по 1-1,5 минуте, вместо 30 секунд, из-за чего массово перебегают улицы, а машины ждут пешеходов, у которых появилась своя обособленная фаза. В итоге, вместо 2 фаз с общим циклом в минуту, появилось 3 и цикл увеличился в полтора раза.
Благодаря обособленной фазе и появилась идея чертить диагональные переходы - теперь ничего не мешает перейти весь перекрёсток за раз. Тем более некоторые так и делали, де-юре нарушая правила движения и скрепы полицейских, но де-факто никому не мешая. С этой логикой Александр Шумский из Пробок.Нет протащил идею через Шувалова, за что ему спасибо - инструмент полезный, но локально.
Применять диагональные переходы исходя из критериев отдельной фазы и стандартного перекрёстка неправильно - необходимо в первую очередь изучать пешеходные потоки. Если большинство по какой-то причине переходит от угла к углу (от остановки на углу к университету на другом углу, например), то да - надо рисовать диагональные зебры, ставить дополнительные светофоры и подкручивать фазы. Это увеличит фазы для автомобилистов и определённого числа людей, которым просто надо на другую сторону, но большинство останется в выигрыше.
Если же у нас обычный перекрёсток в жилой зоне, где люди в принципе могут спокойно перейти на другую сторону улицы не по зебре, то делать такие переходы нет смысла - это лишь увеличит время задержки на светофоре для всех. В таких местах нужно убирать тупое разделение фаз и возвращать две фазы по 20-30 секунд, а возможно и вовсе убирать светофоры в пользу мини-кругов или равнозначного перекрестка.