June 5, 2017

Лодзь: новый вокзал для новой жизни города

Каких-то 100-150 лет назад железнодорожные вокзалы играли огромную роль в жизни городов - они были воротами и показателем успешности страны и города. Поэтому их оформляли как дворцы - это был вопрос имиджа. Затем эра железнодорожного транспорта сменилась автомобильной, а после акцент сместился на аэропорты - железная дорога стала приходить в упадок и деградировать. В США, например, из 409 тысяч километров путей, существовавших в 1916 году, сейчас осталось лишь 220 тысяч. На 80% из них отсутствует пассажирское движение, многие вокзалы были просто снесены.

Но история показала, что человечество поторопилось с захоронением железнодорожного сообщения. Как и с трамваем, сегодня в мире наблюдается жд ренессанс и переосмысление роли вагонов в жизни городов и страны. Есть отчётливое понимание, что поезда - самых эффективный транспорт для дальних ежедневных поездок, а сверхскоростные поезда соединяют страну не хуже самолётов. У вокзалов вновь появляется роль въездных ворот в город.

Первый вокзал в Лодзи был открыт в 1865 году и соединял город со станциями Варшава-Восточная, Краков-Главный, Радом, Ченстохова и Томашув-Мазовецкий. В 2011 году вокзал был закрыт - началось строительство нового комплекса с пуском поездов под землёй. Новый вокзал Лодзь-Фабричная был открыт 11 декабря 2016 года вместе с автовокзалом и городским хабом.

Первоначально вокзал планировался для скоростных поездов на маршруте Варшава-Краков. Но проект оказался дорогим, в итоге по новым туннелям пустили электрички и поезда интерсити:

Всего тут 4 платформы:

Наверх ведут эскалаторы и траволаторы:

Уровень -1: залы ожидания, общепит, кассы:

Сейчас вокзал откровенно пустует - делали всё с большим заделом на случай оживления города. Скоростное и комфортное соединение с другими городами как раз должно стимулировать приток людей и денег.

Главный холл с одной стороны:

С другой:

фото Википедии

На этом же уровне сделан автовокзал. С него я уезжал в Варшаву.

Рамок или досмотра нет - проход везде свободный. Поднимемся на нулевой уровень:

эскалаторы, к слову, не работали только тут

В торцах сделаны главные входы. С одной стороны - подъезды для такси и личного транспорта:

Сверху эстакада сделана на уровне улицы:

С другой стороны - пешеходная площадь и большой трамвайный хаб:

Тут же проезжают и останавливаются автобусы:

Хотя основные автобусные остановки находятся примерно по центру вокзала. Тут же рампа вниз для междугородних автобусов.

К слову, недавно в Лодзи поменяли навигацию и схему движения маршрутов. Красиво, но построить маршрут я всё равно не смог.

Входные группы в центральную часть вокзала:

Общественные пространства:

Павильоны играют роль светового колпака:

Уличная мебель типа анти-бомж:

У входов велопрокат:

Плюс велопарковки:

С другой параллельной стороны обрыв и пешеходный мост к бизнес-центру на месте старой электростанции. Проход был закрыт:

Сделано всё качественно и продуманно. Вокзал понравился даже больше станции Утрехт-Центрааль. Надеюсь, наполнение не заставит себя долго ждать.

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:
Подземный вокзал Варшавы

Утрехт Центрааль: большой проект небольшого города

Израильская железная дорога