June 14, 2017

«Москвичи против сноса» о реновации: о чем говорит фейсбук?

**Подготовлено в интересах Digibility.Insights, материал не мой**

Все мы любим опросы населения: интересно, что покажет «социология», особенно по резонансным вопросам. Снос пятиэтажек в Москве – вопрос важный, спорный и очень горячий. Но чтобы узнать мнение горожан не обязательно приходить к ним домой с анкетой и разговаривать с теми немногими, кто готов уделить время незнакомому человеку. Команда Digibility.Insights проанализировала дискуссию в facebook-сообществе «Москвичи против сноса». Спустя три месяца после создания группа насчитывает десятки тысяч участников и публикаций – и их количество растет с каждым часом.

Что же происходит на этой бурлящей площадке?

Мы проанализировали огромный массив постов, оставленных участниками в группе со дня её основания по 30 мая, и делимся результатами.

Нас интересовали два вопроса. О чем говорят горожане, выступающие против реновации? И как изменилась дискуссия после важного события - митинга 14 мая?

В группе каждый день много новых постов. Анализировать их непросто – здесь не работают такие стандартные методики, как определение тональности. В обсуждении против реновации бессмысленно высчитывать отношение позитивных постов к негативным: зашкаливающие отрицательные индексы не помогут прийти к содержательным выводам. Подавляющее большинство – против, как и заявлено в названии группы.

Поэтому, мы копнули глубже: выяснили, о чем говорят противники сноса. В результате нескольких этапов анализа мы выявили четыре основных позиции москвичей.

1. Обвинение властей (20% постов).
Деперсонализированный негатив к московским (и не только) управленцам. Авторы постов считают реновацию аферой и распилом, призывают власти к реакции на их запросы. Некоторые участники также указывают на то, что поведение представителей власти при встречах показалось им безразличным к их позиции, а вот действия на местах – наглыми.

2. Объединение горожан «на местах» (16%)
Призывы противников реновации объединяться вокруг своего neighborhood. Кто-то из участников более активен в призывах участвовать, кто-то менее активен и лишь анонсирует локальные события. Так или иначе – эти посты направлены на мобилизацию жителей отдельных домов и районов за пределами фейсбука.

3. Апелляция к законодательству (15% постов)
Одни авторы постов, ссылаясь на нормативные документы, говорят о незаконности законопроекта о реновации и подсказывают другим участникам, как действовать в рамках правового поля. Другие, наоборот, просят юридического совета. Самые длинные посты – именно этой категории :)

4. Призыв к уличным действиям (против Собянина) (15% постов)
Как правило, призывы к митингу включают в себя обвинения лично мэра. Эти посты - самые богатые на отклик участников. Они категоричны, эмоциональны и часто содержат политические требования.

В анализе учитывались те случаи, когда пост содержал несколько тематик. Их доли не складываются в 100% из-за множества постов, содержащих лишь новостные ссылки.

Итак, мы разобрались с тем, о чем говорят противники реновации. Огромный массив постов сводится к основным позициям участников.

Теперь посмотрим, что изменилось в дискуссии после митинга 14 мая на проспекте Сахарова?

С учетом количества комментариев и выраженности в них четырех позиций мы измерили динамику тематической интенсивности дискуссии. Нельзя сказать, что после выхода на улицы дискуссия кардинально сменила русло, однако важно отметить следующее: Москвичи стали меньше ругать власть и чаще поднимать вопросы о локальных объединениях на уровне домов и районов. Другими словами, в сообществе за короткий срок действительно наблюдается переход от слов – к делу, от онлайна – к офлайну, хотя при этом, площадка не перестаёт быть переполненной вновь создаваемыми постами и комментариями.

Команда Digibility.Insights,
insights.digibility.ru

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...