Королёв и кризисное управление
Сложно в России найти хоть один город, где количество хороших и правильных примеров обустройства пространства вокруг перевешивало бы число проблем и откровенных про*бов. Можно найти 101 причину для оправдания всего этого: нет денег, специалисты уехали, нормы старые, Путин виноват, Госдеп мстит и так далее. По большей части это откровенная лапша на уши, чаще всего всё упирается в банальные вопросы управления и политики.
Больше 20 лет страна живёт в режиме ручного кризисного управления, естественно это свойство перешло на города - в попытках залатать и решить вчерашнюю задачу никто не видит, куда двигается жизнь. В итоге, решая одну проблему на все имеющиеся деньги, мы тут же создаём три новых.
Ворота в Королёв, которые приведут на парковку-рынок:
Подходные пути к станции с другой стороны. Никто и никогда не увяжет качество проходов к станции самого эффективного вида транспорта с доступностью и уровнем жизни тысяч горожан - город лучше попытается решить локальную проблему одного двора, жители которого жалуется громче всех. Эффект от подобного разделения бюджета будет стремиться к нулю, если не в минус (нет нормальной электрички - люди купят машину, станут беднее, но будут ездить и портить воздух, дороги и парковаться где получится).
Тут надо сказать, что городам вокруг МКАДа повезло - за счёт близости к столице у них золотая земля и нет проблем с трудоустройством людей - развивайся в лайт режиме! Но мэрии городов так заняты насущными проблемами, что не видят перспективы и реалий за окном. В итоге получается всё как всегда.
Если в городе есть неравнодушные горожане или общественные организации, то в 99% чиновники будут их игнорировать - совещание и совместная работа с жителями не входит в план кризисного управления, когда всё делается по разнарядке.
Реагирование на жалобы становится основной задачей. Чаще всего пассивной. Нормальный управленец разделяет задачи полевых и стратегических специалистов и бумажную работу, у нас же чаще всего один человек отвечает бабушкам и общественникам, принимает работы, пишет концепции и так далее. Это разная работа, а попытка впихнуть всё одному человеку обречена на провал. Поэтому в администрациях никто не любит активных писателей жалоб - это воспринимается не как совет и помощь снизу, а как отъём времени от других задач. Но другие пути взаимодействия они уже отсекли. Из-за неэффективного разделения в управлении обязанности дублируются, штат разрастается, но ничего не меняется.
Аналогичная ситуация с другими ведомствами. ГИБДД так занято авариями и бегом за заборами и нормативами, что не видит потенциально аварийные места заранее.
Самый показательный пример в Подмосковье был с мораторием на запрет нового строительства - на местах люди натворили такого, что губернатору пришлось просто опустить невидимую руку рынка и временно всё отменить. Кризисное управление во всей красе.
Либо всё, либо ничего - стиль работы в муниципалитетах. Пока в одной части планеты думают над завтрашним днём, у нас живут вчерашним и удивляются деградации и критики.
Самое печальное, что взять адекватных менеджеров городам неоткуда - система убила как класс людей, которые умеют и готовы что-либо делать. Надежда разве что на бизнесменов, которые способны мыслить стратегически и привыкли делать дела.
В общем, пытаясь решить самые примитивные первичные запросы населения, мы зарываемся очень глубоко с решением всех других проблем. В итоге придётся переделывать первое и разгребать второе - на это уйдут десятилетия.
Чтобы все не подумали, что я ною - для себя я всё это понял давно, но руки не опускаю - вот вам ламповый двор из Королёва:
PS Считать генплан реальным документом развития города может только глупец. Чаще всего это великое благо для всех, что генпланы не реализовываются.