Новые панельные кварталы Хельсинки
У нас:
-Ааааа! У нас мало жилья, цены растут вверх, недосдача квадратных метров по генплану! Что делать!?
-Без паники, сейчас откроем карту и маркером почеркаем на бывших полях новые панельные микрорайоны на основе планов 1970х годов!
В Финляндии:
-Так, кажется у нас спрос офигенно выше предложения, надо что-то делать.
-Давай застроим всё вокруг города?
-Кто позвал дурачка на совещание?!
-В общем, у нас тут прямо у центра города земля какими-то складами занята и прочим промышленным наследием. Надо землю рекультивировать, сделать новые районы без расширения города и проложить туда трамвай, согласны?
-(хором) Да!
Естественно всё не так просто, но направление понятно: сейчас в Хельсинки жилищный кризис и нужно делать жильё. Я уже писал, как у них поступают со старыми районами, а сейчас давайте глянем на два полностью новых района - Jätkäsaari и Kalasatama. В обоих случаях это были портовые зоны, а сегодня там строят панельные кварталы. Да-да, финны строят панельки, но назвать их убогими язык не повернётся.
1. Дома расставлены точечно, но вместе они формируют закрытый квартал. В отличие от обычных домов-квадратов, это позволяет делать больше квартир с соблюдением квартальной застройки и человеческого размера домов.
2. Улица и новые трамвайные пути:
4. Тут будет островок безопасности:
5. А здесь буквально проложили освещение с асфальтом и временный тротуар по одной стороне. В будущем это будет нормальная улица, естественно:
6. Это были транзитные улицы, по-нашему их бы обозвали магистральными. А вот улицы в жилой зоне:
7. Все уличные парковки гостевые и ограничены по времени:
8. В сердце квартала на пересечении двух жилых улиц небольшая площадь с общим пространством и искривлением траектории движения:
9. За спиной у меня дом, а сам проезд левее. За счёт искривления и смены покрытия успокаивается движение - улица не выглядит как прямая стрела, которая приглашает водителя погонять среди окон людей и детей.
10. Часть улиц только для пешеходов и велосипедистов:
11. Как и везде в Хельсинки, тут единое безрамное остекление балконов:
12. Детские сады и школы тоже формируют кварталы фасадом, а не расположены в центре с забором по периметру:
14. Кварталы есть разной формы. Это очень круто, потому что сплошные квадраты скучные и античеловечные - прямая сетка улиц не создаёт интересной среды и противоречит природе, где нет прямых линий (моё мнение, хрен оспорите).
15. Абсолютно все дома индивидуальные. При этом они типовые и это всё - панельки. Просто в отличие от типовых домов, которые делают у нас, финны делают типовые детали. Из деталей архитекторы собирают дома, как из кубиков Лего.
16. Дворы тоже все индивидуальные:
18. Тут небольшой набор активностей и зелень. Все шумные игровые зоны вынесены из двора.
20. Во многих домах есть асфальт по периметру и тропинки из экоплитки или гранитной крошки. Это позволяет воде быстрее уходить в землю и проезжать пожарным машинам.
22. При этом под дворами парковка для жителей:
26. Подъезды выходят на обе стороны:
27. Обратите внимание на ручки - они деревянные! Потому что зимой хвататься за железо не комильфо:
28. Тут же велокомнаты в дополнение к уличным парковкам:
29. Что интересно - каждый дом подключён к системе вакуумного сбора мусора. То есть житель подносит карту, открывает заслон в зависимости от вида мусора, закрывает, а дальше отходы уходят в единый мусоросборник района. Никакого запаха и грохота мусоровозов по утрам:
30. Интересно, система замеряет вес мусора, чтобы индивидуально посчитать коммуналку?
31. Стройка активно продолжается, но во дворах и на улицах идеальная чистота. Хитрость в том, что заселённые участки выше уровня земли:
33. А вообще тут будет парк с громкими активностями и прочими благами для всех жителей:
37. На месте складов уже готово несколько кварталов и небольшой парк:
39. Очень интересно обыгран рельеф. В обычных местах асфальт, а там, где ребёнок может упасть - мягкое резиновое покрытие. Оно реально мягкое и пружинит, а не как у нас.
41. Всё сдано идеально:
43. Озеленение долголетнее - никто не хочет тратить миллионы каждый год на одно и то же:
44. Верхний уровень набережной. Несмотря на стройку вокруг, тут уже есть кафешки и летние веранды у воды:
47. Как и в прошлом районе, здесь точечно дома формируют квартал, всё индивидуальное и это панельки:
50. Тут дом построить не успели - двор открыт:
51. За счёт разных домов достигается разнообразие квартир и создаётся социальное разнообразие:
53. Индивидуальность домов формирует лицо района и связь жителей я-город. Местами расставлены арт-объекты для усиления эффекта:
54. Архитекторы, кажется, стремились отразить историю района, поэтому многие дома напоминают нос корабля (или мне это кажется):
57. Уличная парковка только для гостей и с ограничением по времени:
58. Велодорожки у финнов так себе, зато практически везде:
59. Жители покупают места под домом или ездят на общественном транспорте с велосипедом.
61. Практически везде есть специальный ящик для игрушек (!!!):
34. В некоторых есть зона барбекю:
66. Внутри есть интерактивная панель, где есть информация для жителей, погода, яндекс транспорт и прочие фишки. Можно входить по логину-паролю и делать множество вещей. Круто! Но бумажные объявления никто не отменял)
71. Ещё тут прямо через мост целый остров-сад с тропинками и безопасной природой:
Финны доказывают, что можно и нужно строить правильно с учётом скверного климата. Это раз.
Панельное домостроение не умерло - оно развивалось все те года, пока мы делали однотипные дома по образцу 1970ых годов. Можно и нужно стоить индивидуально и продуманно без роста цены дома за счёт типовых секций и материалов. Это два.
PS если будет интересно, то есть материал про относительно свежий район города. На нём видны тенденции последних 10 лет - от чего ушли финны и к чему пришли сейчас.
Эко-район Стокгольма Новый Амстердам Новые дома Копенгагена Орестад - новый район Копенгагена
Как сейчас строят в Мюнхене Берлин-Кёпеник Новые жилые кварталы Варшавы