Две проблемы российских школ
Школа - это не только учителя, директор, дети и книжки. Это ещё и само здание, которое не в меньшей степени влияет на процесс социализации и обучения ребёнка. В хорошую школу хочется идти, обучаться через игру, познавать мир вокруг и заводить друзей. В плохой школе хочется нарушать стерильные условия и сбегать через окно на первом этаже. Практически все российские школы - плохие. Хотя новая школа вблизи Москвы как минимум смогла решить одну из проблем.
У нас до сих пор представление о школах из середины прошлого века. Поэтому они больше напоминают казармы: длинный коридор с комнатами. В таких условиях получаются хорошие солдаты и работяги на завод. Обучение на открытом воздухе? Общественные пространства для общего взаимодействия? Пфф, не смешите. Казармы хорошо подходят для изолирования больных (что, к слову, плохо для детей), а не для развития человеческого и социального капиталов. Дети не просто так носятся по коридорам и оставляют черты на полу - это единственное, что можно делать в таких школах.
В центре образования «Царицыно» (школа № 548), что в Совхозе имени Ленина в двух километрах от МКАДа, проблему пространства смогли решить: общие залы, пространства для занятий на улице, приятный дизайн и прозрачные перегородки классов. Наконец-то для оформления пространства позвали архитекторов и дизайнеров, а не завуча с краской.
Здание школ делают в отрыве от контекста города. Посмотрите на карту города сверху - видите пятно, которое стоит на отшибе? Скорее всего это будет либо заправка, либо школа. Здание должно являться частью улицы и города, а не пытаться отгородиться забором от всех и вся. Забор не научит ничему хорошему солдат детей.
Эту скрепу победить не удалось даже в новой супер-школе.
Фото из статьи Зе Вилладжа Как выглядит московская школа будущего