Петербург забыл, что такое настоящий трамвай
Признаюсь сразу: сначала я хотел написать не про Петербург, а про Россию в целом. Затем была мысль сделать не про трамвай, а про общественный транспорт вообще. Но получилась какая-то размазня обо всём и ни о чём.
Зато по трамваю можно определять уровень транспортного планирования и дизайна всего города. Ведь это транспорт, который позволил городам расти, пережил расцвет, потом падение и уничтожение, а сейчас вступил в век ренессанса - за сто лет человечество успело похоронить и переосмыслить самый эффективный уличный транспорт городов. В случае Петербурга это ещё и исторический аспект, ведь каких-то 40 лет назад город был с самой большой трамвайной сетью в мире.
К сожалению, трамвай Петербурга сегодня - зрелище унылое. Такое чувство, что власти города уверены, что если пустить красивый вагон по разбитым путям в пробку, то это и будет транспорт 21 века. Как же они ошибаются.
Начнём с самого вопиющего - Петербургом до сих пор управляют варвары, которые выдёргивают рельсы. Самое тупое, что можно сделать - снять рельсы с улицы. Ведь можно закрыть движение, заменив вагоны автобусами, но рельсы трогать нельзя. Пути на улице - возможность оперативно с минимальными временными затратами возобновить движение в будущем. Это не строительство с нуля с коммуникациями, выкупом земли и согласованиями, а простой ремонт по необходимости.
Ещё это история города. В этом переулке тестировали первый в мире трамвай. Сегодня здесь тестируют экскаваторы.
Протесты местных жителей и общественности ничего не дали - миллионы потрачена, скоро здесь будет простой асфальт вместо символа города и истории. Что самое интересное - делается это напротив будущего здания правительства города. Весьма символично.
Теперь перейдём к более живым участкам сети. Типичные трамвайные пути в центре города:
Недавно движение вернули на Садовую улицу. Долгие годы здесь ходил автобус вместо трамвая. Автобус, к слову, убрать забыли, сделав дублирование.
Заодно забыли обособить пути и сделать нормальные платформы. В итоге современный дорогой трамвай, который может перевести половину всех сидящих за рулём водителей на всей улицы, стоит в пробке. Пускать трамвай в пробку - самое тупое, что можно сделать. Также напомню, что выделенные пути для общественного транспорта нужно делать не там, где это удобно, а там, где нужно. Даже если для этого требуется закрыть движение машин или убрать парковку - ничего личного, просто эффективность в ограниченном пространстве.
Трамвайные остановки должны быть в виде платформ или, если нет места, в виде приподнятого перехода. Жизнь человека бесценна, а удобство пассажира экономически оправдано - либо он платит за проезд, либо едет на машине и создаёт пробки с выхлопами.
Теперь посмотрим на окраины. Удивительно, но дорогие французские Альстомы пустили по подворотням через полузаброшенные промзоны. Таким красавцем место в центре.
Другая окраина с типичным советским трамваем. Где платформы, где навес?
Знаю где! В инновационные питерские мини-трамваи. Занимает места как полтрамвая, а везёт одного человека:
Где кончается обособление бордюром и забором начинается страшное - организация движения по методу спасения от коллапса. Всё просто - нужно добавить ещё одну полосу и всё поедет. Только полоса это будет трамвайная, а когда пассажиры сбегут из трамвая в машины, тогда и подумаем, где брать ещё полос. То есть город не просто не мотивирует людей отказаться от поездок на машине по городу - он их подталкивает к этому. А потом делает удивлённые глаза от пробок, нехватки парковок и прочих прелестей неконтролируемой автомобилизации. Браво.
Обособление не просто неправильное, так ещё и не учитывает габарит трамвая. Но перейдём к главному - что это за хрень?
То есть кто-то считает нормальным срывать график, увеличивать время в пути сотен человек в трамвае ради возможности 3-4 людей повернуть? Браво - приз «Сломанный пантограф» отправляется губернатору Петербурга за самую тупую вещь на свете - обособление с намеренными пробками.
Чисто ради любопытства, кто-нибудь делает аналитику в городе до и после ввода таких инноваций? Сколько выиграл времени каждый пассажир трамвая от таких выделенок? 5 или 7.6 секунд?
Хочется напомнить транспортным чиновникам Петербурга, что выделенные полосы исторически появились перед перекрёстками, чтобы общественный транспорт объезжал хвост пробки. Придумали это чуть меньше века назад и успешно с тех пор справляются с пробками через быстрый и эффективный общественный транспорт.
Тут даже получилось сделать что-то отдалённо похожее на мини-выделенку. Только водители уже приучены ездить по рельсам, а контроля камерами нет. Вот и получается, что если хочется - разметку можно и не замечать, аттракцион бесплатный и заманчивый. Жалко не приехал сюда в час пик, чтобы нормальную пробку на путях заснять.
Безопасные и удобные платформы. Опять же, что такое жизнь пассажира перед лицом мифического коллапса? Куда проще в случае аварии свалить всё на ошибку водителя, чем попытаться предотвратить последствия таких ошибок. После такого ещё принято удивляться, почему у нас каждый день в стране умирает порядка 50 человек в авариях.
Если бы я вышел с открытием дверей, то моя правая нога торчала бы из-под колеса этой машины:
Что самое забавное, от таких остановок страдают и водители - они обязаны ждать окончания посадки людей. С учётом трёх ступенек - это бывает долго. Поэтому в мире придумали платформы и низкопольный транспорт - как раз для ускорения посадки и высадки (и лишь потом для удобства инвалидов), чтобы водители могли меньше ждать.
Можете рассказать мне, как во втором по величине городе страны со статусом субъекта нет денег на хороший трамвай, платформы, краску и камеры. Можете рассказать это екатеринбуржцам, где денег ещё меньше, но трамвай летает, а пассажиры ждут на платформах под навесами. Или где-нибудь в полумёртвой Лодзи поведать на вселенскую несправедливость. Или навести порядок в среде крепких хозяйственников и гаишников, которые плохо выполняют свою работу и не исполняют транспортную стратегию России в плане приоритета общественного транспорта.
PS сейчас в Петербурге реализовывают концессию по созданию частной линии трамвая. Снимать пока нечего - идёт ремонт путей, но там частник сумел продавить обособление с зелёным коридором и прочими вещами, которые нужны для всех путей города. То есть если хотят - могут думать и делать хорошо.