September 4, 2017

Западный скоростной диаметр Петербурга

Для России стало нормальной практикой уничтожать улицы ради удобства езды на машине и во имя спасения от мифического коллапса. Делается это в ущерб для всех остальных: жителей, пешеходов, пассажиров общественного транспорта, велосипедистов, детей, пенсионеров, студентов и прочих. Каждый проект хорды, вылетной магистрали, подземного перехода или расширения за счёт газонов и тротуаров - градостроительное и транспортное преступление, свидетельство о полной некомпетентности планировщиков и чиновников.

Улицы невозможно приспособить для удобной, быстрой и безопасной езды без ущерба для окружающих - в итоге всегда получается мёртвая пробка днём и трасса смерти ночью. Зато возможно построить внутригородскую дорогу, которая разведёт потоки людей и транспорта без ущерба для окружающих. Подобные проекты реализуют в промзонах, вдоль железных дорог или под землёй - в местах, где не будет вреда для общества. Петербургский скоростной диаметр как раз пример правильного планирования: дороги для машин без людей, жилья и остановок.

Это частно-государственный проект города с инвесторами. То есть деньги ради удобства отдельных категорий людей не брались исключительно из общего котла, как это делают в Москве или остальной России. Строительство центрального участка оценивается в 128 млрд рублей: из них 51 млрд рублей было выделено из бюджета, 25 млрд - государственным «Внешэкономбанком», 8,5 млрд рублей - частично государственными банками «ВТБ» и «Газпромбанк», оставшуюся сумму внесли концессионеры. (информация из википедии)

В целом это правильная политика, если бы не одно но: город пообещал компенсировать оператору возможные потери, если поток окажется меньше ожидаемого. Это большой риск для бюджета и совращение для частника.

До 2042 года эксплуатацию трассы и сбор оплаты будет осуществлять компания «Магистраль Северной столицы». Если годовой доход будет меньше 9,6 млрд рублей, из бюджета Санкт-Петербурга инвестору будет выделяться субсидия на недостающую сумму. Если годовой доход будет больше 9,6 млрд рублей, то 90 % суммы превышения будет направляться в бюджет. (информация из википедии)

Обход города платный. Это совершенно правильно: бесплатность вызвала бы спровоцированный спрос и в итоге появились бы пробки. То есть если сейчас человек не едет на машине из-за пробок и стоимости проезда, выбирая общественный транспорт или велосипед, то с бесплатной дорогой он поехал бы на машине. Плата позволяет окупать проект и контролировать уровень автомобилепользования, предотвращая пробки. У горожан есть выбор: ехать бесплатно, но медленно по улицам, либо быстро, но за дополнительную плату.

Когда открыли центральный участок дороги, то это вызвало коллапс - многие платили операторам в кассах в ручном режиме. Пришлось экстренно менять тарифы, повышая разницу между автоматическими транспондерами и наличкой.

Надо признать, что проект вышел красивым - дорога и мосты смотрятся приятно:

Единственный пешеход на пути)

Дорога проходит вдоль города, а не ведёт в его центр. За счёт этого съезжающие машины равномерно распределяются по местной сети улиц. Для сравнения, московские вылетные магистрали приводят машины из области в самый центр города. После реконструкций вылетных магистралей это привело к знатным пробкам в центр - количество машин в час выросло, а местные улицы не справлялись с потоком и до этого.

Вне воды и промзон ЗСД уходит ниже уровня улиц - так от дороги меньше шума и безбарьерная среда улиц. Никаких подземных или надземных переходов.

Хотя петербургские чиновники всё же пытаются испортить улицы, подводя дороги на месте набережных и улиц к ЗСД. Проявляется российский подход...

Нельзя забывать про недочёты проекта. Для начала, теперь в город не может зайти Крузенштерн - высота его мачт 55 м над палубой, а высота моста... 52 м. Очень обидно.

Ещё местные жители говорят, что мосты закрыли контакт города с водой - теперь перспектива упирается в бетон. Мосты хоть и красивые, но вода приятнее.

Некоторые места было решено проходить мостами, а не туннелем. В итоге жители Канонерского острова стали жить на трассе:

Несмотря на высоту дороги, внизу стоит постоянный шум. Жить и находиться на улице неприятно, хотя шум примерно как на Тверской. Это нарушение норм, поэтому жителей ближайших пятиэтажек расселили:

Удивительно, но в соседних домах делают ремонт дворов, хотя шум доходит сюда тоже. Окна, к слову, не меняли в квартирах.

Этому дому тоже не повезло. Это и раньше был не самый хороший для жизни район города, теперь всё стало совсем печально.

Шумозащитный экран выглядит как издевательство:

Рядом детский сад:

В целом, это проект качественно иного уровня. Ранее в России такого не делали, поэтому некоторые ошибки простительны. Крупные мегаполисы создавали подобные проекты в прошлом веке в попытках догнать и перегнать автомобилизацию. Сейчас есть простое понимание, что такие дороги слишком дорогие и не решают проблемы пробок. Поэтому строят такое в основном только в Азии - США и Европа вкладывают основные средства в улицы: общественный транспорт, комфорт среды и велодвижение.

ЗСД интересный и поучительный пример для всей России. Но будем откровенны - это единичный проект. В других городах либо не будет денег для подобного, либо места. Это не причина портить улицы, это повод переосмыслить всё и пустить деньги на решения проблемы через удобный и быстрый общественный транспорт - это в разы дешевле и эффективнее.

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:
Второй контур Петербурга открыт!