September 6, 2017

Как подружить климат и город

Сравняем всё с землёй и построим город из стекла и бетона. Знакомая мысль? Многие люди считают, что природа и климат это мелочи, на которые можно не обращать особого внимания. Это классика - если проблемы не видно здесь и сейчас, то её нет. Зато сделать дешевле и проще всегда приятно для себя любимого, а этих экологов и всяких защитников надо сослать подальше, чтобы уважаемым людям не мешали.

Города - самый эффективный способ жизни с точки зрения экологии. Банально можно сравнить отопление отдельного дома и такой же квартиры - многоквартирный дом всегда будет меньше тратить ресурсов на единицу домохозяйств за счёт соседей. Или транспорт - человек в пригороде или деревне тратит огромное количество ресурсов для поездок за товарами или по делам, в то время как в городе разнообразие услуг и точек притяжения есть в пешей доступности или до них можно доехать общественным транспортом.

Но очень часто эффективные города становится главным врагом экологии из-за принятых решений по первому сценарию. Когда игнорирование природы достигает критической массы, случаются жертвы и колоссальные потери. Поэтому основной упор Парижского соглашения 2015 года направлен преимущественно на города.

Я не эколог, но есть несколько направлений в формировании городской среды, которые отвечают принципам устойчивого развития и дружат с экологией.

Вода

Чем больше в городе асфальта и бетона, тем меньше водопроницаемых поверхностей. Можно тратить огромные средства на прокладку магистральной ливневой канализации, а можно укладывать плитку на небольших улицах и не делать парковку на месте газонов.

Сегодня в тренде вписывать естественные дренажи в проекты улиц и районов. Например, в Хельсинках в каждом новом дворе минимум асфальта, а чтобы пожарная машина проехала к дому и уходила вода - используют плитку:

Подобные решения для улиц:

Другой важный фактор - деревья. Своей кроной они впитывают огромное количество влаги и уводят её в почву. Ещё под деревом всегда можно спрятаться от дождя, хотя некоторые транспортные инженеры в США считают деревья убийцами хороших налогоплательщиков.

Солнце

Асфальт и бетон нагревают города. От этого страдают люди, животные, инфраструктура и так далее. Тут совет простой - больше деревьев, природа всё придумала за нас.

Зелень на крышах - ещё одно хорошее решение. Да, это дорого, но это нужно ради общего блага и окупается в долгосрочной перспективе. Заодно из такой крыши можно сделать отличное пространство для жителей.

С асфальтом всё сложнее. Монстров типа Ленинградки или пр.Мира в городах быть вообще не должно. На нормальных улицах сейчас в качестве быстрых решений испытают метод валика - их красят в белый цвет:

В Лос-Анджелесе температура поверхности дорожного полотна может достигать 55-60 градусов. В рамках эксперимента 15 улиц города были покрыты специальным составом на основе асфальта, похожим на краску, чтобы охладить поверхность. Это помогло снизить температуру асфальта на 5-7 °С и охладить все прилегающие к улицам здания.

Если бы 35% дорог Лос-Анджелеса были покрыты этим светоотражающим составом, общая температура города могла бы снизиться на целый градус. Это в свою очередь помогло бы сэкономить на расходах на электроэнергию около $100 миллионов в год. Ещё это даёт экономию бюджету на освещении - белый цвет отражает свет, а не поглощает его.

Ветер

Микроклимат дело тонкое. Настолько, что с ним обычно просто никто не работает. Монотонная и точечная многоэтажная застройки с обилием пустырей и вакуумов в разы усиливает поток ветра. Наталкиваясь на фасад одиноко стоящей башни, ветер с многократно возросшей мощью устремляется вниз и к краям здания, создавая сильно закрученные вихревые и колоннообразные вертикальные потоки. В монотонной застройке преобладают не менее разрушительные туннельные ветровые потоки. Наиболее благоприятной с этой точки зрения является максимально разнообразная среднеэтажная городская форма, включая квартальную. Такая застройка не позволяет ветрам разгоняться.

Естественно нужны деревья и конструкции, которые разбивали бы и перенаправляли воздушные потоки от дворов и улиц. Не стоит забывать про правильный уход за деревьями, потому что сейчас их корневую систему часто уничтожают при благоустройстве.

Выхлопы

О, это самая больная тема. Сначала хотел включить её в тему солнца из-за парникового эффекта, но она слишком важная и злободневная - поэтому отдельно.

Практически каждый мегаполис мира сегодня имеет экологическую программу, направленную на снижение выхлопов и их последствий. Если город закрывает въезд машин в центр или вводит платную парковку - в числе первых причин будет экология. Аналогично с трамваями, электробусами и прочими. Часто это очень дорогие решения, но они нужны людям, которые думают о будущем.

В Москве, к слову, обширной экологической программы нет. Иначе бы мэрия не сворачивала проект развития велодвижения или троллейбуса, ведь это эко+ транспорт. Не нужно сажать леса в городах (условно), чтобы справиться с выхлопами от машин - нужно эти машины просто убрать с улиц, заменив велосипедами, трамваями, электричками или троллейбусами.

Есть ещё заводы и угольные ТЭЦ, но основная доля загрязнений уже давно приходится на личные автомобили. Поэтому лечение будет очень больным и затронет многих, но делать это нужно.

Устойчивость

Наши города уязвимы к любым изменениям в климате. Подул ветер - улицы и дворы под деревьями и оборванными проводами. Прошёл дождь - всё плавает и так далее. У американцев сейчас схожие проблемы, одноэтажные бесконечные пригороды с повальной автомобилизацией не прошли бесследно, но они эту проблему уже признали.

Несмотря на природоохранные и прочие схожие департаменты в каждом городе, система не работает. Нет единого виденья на уровне страны и городов: транспортники думают о пропускной способности, забывая про выбросы, коммунальщики о литрах краски на год вперёд, а планировщики пытаются закатать как можно больше территории в асфальт для увеличения сметы и своего гонорара. С таким подходом (его отсутствием) мы будем ещё долгие годы выделять миллиарды пострадавшим, хоронить людей и восстанавливать города после любого чиха природы.

Борьба со стихией начинается не с непосредственного реагирования на событие и устранения его последствий – это постоянный цикл подготовки, адаптации, выучивания уроков прошлых катастроф и новых витков более жизнеустойчивого развития.

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...