Тверская застава: было-стало

К субботе строители сдали основной объём работ у Белорусского вокзала. На площадь вернули памятник Горькому, канализировали движение и запустили хаб с трамваем. Впереди озеленение, установка мебели, остановок и навигации. Напомню, раньше тут было асфальтовое поле. Давайте сравним, что было сделано с уже историческими снимками от весны этого года.

Было

История площади последних 20-30 лет начинается с чуда - её хотели превратить в бетонного монстра, но не стали. До последнего ряд чиновников-градостроителей пробивал здесь проект с многоуровневыми развязками, торговлей и парковкой. Благо кризис и сложные подземные коммуникации помешали испортить вид площади и парализовать центр города. В итоге был разработан временный вариант организации движения с отделением потоков от парковки блоками и хоть какой-то логикой движения:

Через Тверскую, на Лесной улице, был огрызок трамвайной линии с тяни-толкаем. Бывший разворотный круг был застроен бизнес-центром, так что трамвай был своего рода аппендиксом с плохой координацией с другими видами транспорта. От остановки трамвая было идти далеко до метро, автобусов и самого вокзала:

Стало

Не совсем актуальная, но дающая представление схема новой площади:

Общественное пространство по центру. Установить уличную мебель не успели, а деревья посадят поздней осенью, чтобы они максимально прижились:

Горького вернули из Музеона, куда его убрали с площади в 2000х. Историческая справедливость в действии:

Ещё были восстановлены оригинальные фонари путепровода через железную дорогу. Это дико круто:

История умалчивает, когда и куда точно они пропали, но последние годы опоры стояли голыми. Раньше я даже не знал, что когда-то тут были фонари...

Вокруг Горького сделали разворотное кольцо, что позволило запустить нормальный подвижной состав. Отстой трамвая было принято убрать из проекта - так пропал второй путь. Решение странное, ведь теперь водители трамвая не могут отдыхать между рейсами или использовать второй путь для соблюдения графика и экстренных ситуаций:

Теперь тут ходят магистральные маршруты трамвая. Площадь позволила подтянуть трамвай к метро, вокзалу и другим остановкам - пересадки стали ближе и удобнее:

Существующие маршруты изменили, а интервалы уменьшили. Крюки 9 маршрута  сделаны из-за инфраструктурных ограничений сети, но зато студенты смогут добираться сразу до электричек и трёх станций метро.

Тверскую трамваи проезжают по существующей ранее автомобильной фазе. Так как у нас принято протягивать вылетные магистрали и создавать пробки на пустом месте, то трамваи стоят по несколько минут лишь одном перекрёстке вместе с машинами. Это не дело - надо разбивать фазы и делать смену режимов чаще.

Лесную улицу будут реконструировать в следующем году, но уже сегодня там есть обособление разметкой:

До площади я доехал от Сокольников в выходной день примерно за полчаса. Столько же я бы ехал на метро (-+5 минут). В будний день не тестировал, но в субботу в Витязе все сидячие места были заняты:

Новый вид вокзала:

Трамвайная платформа. Забор индивидуальный и откровенно страшный. Хотя типовые конструкции, которые массово ставят по городу, ещё хуже.

Суровый и беспощадный промдизайн. Креатива хватает на зубья Кремля и гербы, хотя обычный забор из хрома смотрелся бы в разы лучше. Вообще это общенациональная проблема городского дизайна - страшные вещи, которые не должны обращать на себя внимание в принципе, пытаются искусственно улучшить и подчеркнуть их убогость. Так появились цветные бордюры, заборы и всякие яркие покрышки.

Горький и Георгий:

Пути выложили типовой бетонной плиткой. Сочетание гранита и бетона:

Смотрится противно, зато выделяет габарит трамвай. Если бы не ограниченные сроки, то лучше всего было бы залить пути по технологии монолитного основания.

Пока изменили лишь маршруты трамвая, а автобусы ходят по старым трассам. На самой площади пока нет даже павильонов - под них только оставлены заделы в виде вывода электричества и мест под опоры.

По новой схеме маршруты, которые сегодня разворачиваются под мостом, будут оборачиваться у метро, трамвая и вокзала. То есть пересадки станут значительно ближе для пассажиров экспрессов и магистральных маршрутов. Для А12 и Т18, едущих с Грузинского Вала на Бутырский, остановка вернётся к вокзалу. У Т56 и Т78, которые сейчас ходят до Белорусского вокзала с остановками в километре от вокзала, остановки тоже окажутся прямо на площади.

Потоки для машин канализированы - водители не попадают в асфальтовое поле, где каждый ездит по законам джунглей. За счёт тротуаров и островков безопасности, физическая траектория считывается за секунды, а не повергает водителя в ужас.

Движение стало понятнее и логичнее с сохранением всех поворотов и полос. Хотя многим может показаться, что места стало меньше - раньше границ асфальта не было видно, а теперь они есть.

Тут должен был быть наземный переход через Тверскую по трамвайно-автомобильной фазе. Сходы есть, а перехода нет - что за херня? Неужели кто-то опять слил проект? Про велопереезд я вообще молчу.

Заезды для такси:

Городская платная парковка:

Непосредственно у вокзала водоотвод спрятали под плиты. Для воды оставили небольшие щели:

Технология не новая и применяется в мире давно, но в Москве подобное видел ранее лишь на Триумфальной площади. С учётом сроков и строительной культуры, много брака:

Щели и разный уровень плит хорошо чувствуется даже с толстой подошвой. Так что ждём работы над ошибками.

Ну и что?

В Москве появился новый хаб. После установки павильонов и запуска Магистрали 2.0 людям должно стать в разы удобнее пользоваться общественным транспортом. При этом в первую очередь это коснётся пассажиров автобусов, а не трамваев. Вангую рост пассажиропотока.

Сам факт появления трамвая в центре говорит о многом. Московский трамвай всё быстрее прощается с образом неудобного ведра с гайками в пользу современного и комфортного транспорта 21 века. Уверен, что в будущем от нового кольца протянут ветку до Сокола и вернут движение трамвая по Ленинградскому проспекту, откуда его варварски убрали ради пары полос движения и убийства района.

Горький и новая площадь хорошо дополнила образ Тверской заставы. С деревьями это станет хорошей общественной зоной в центре города. С учётом большого числа заведений вокруг, было бы круто сделать уличные веранды для очеловечивания пространства - местные жители и работники наверняка оценят такое.

Для читателей из регионов хочу отметить, что проект крут в первую очередь за счёт планирования и зонирования. Дорогой гранит можно заменить на асфальт или бетонную плитку, создав подобные хабы в городах с небольшим бюджетом.

UPD Площадь с деревьями:

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:
Нехватка денег, или разум победил?

Площадь Тверской заставы меняется

Выходные строителя трамвая