Как сделать плохо главную улицу страны
В прошлом году в Москве реконструировали Тверскую от Кремлёвского кольца до Бульварного. По улице было много вопросов к качеству, ширине, дизайну и транспорту, но за счёт деревьев улица преобразилась и позитивные изменения перевесили негатив. Этим летом взялись за участок от Бульварного кольца до Тверской заставы. В этот раз деревья не спасут.
Смотрите, такой Тверская-Ямская была год назад:
Большое асфальтовое поле, где человек думает лишь об одном - как бы побыстрее отсюда уйти. Не самое хорошее качество главной улицы страны.
Улица жила лишь у станций метро, где люди выходили из поезда и сразу уходили с улицы. Шум, пыль и прочие «цветы» шоссе в историческом центре давали вполне конкретные плоды. В часы пик тут была одна большая пробка, а по вечерам и выходным - трасса смерти.
Жить на шоссе и парковке никто не любит, поэтому главный вопрос оставшимся жителям Тверской улицы звучал примерно так: «как вы вообще выживаете в ваших илитных квартирах?». Чтобы доехать до дома нужно мотать жуткие круги из-за бессветофорности, невозможно открыть окно, а для перехода улицы к магазину или кафе нужно спускаться в катакомбы:
Главный принцип - асфальта мало не бывает:
В общем, всё было плохо. Типичный советской градостроительной монстр на современный лад, где нет места человеку.
Принципы новых улиц Москвы - безопасность и баланс интересов всех жителей города, а не только любителей создавать пробки. Архитекторы работают над тем, чтобы перезапустить пространство с прицелом на человека, а транспортники - чтобы улица ехала. Поэтому на улицах создают площади, садят деревья, убирают полосы, делают приоритет автобусам, ставят новые светофоры и сокращают парковку - иных методов сделать хорошие улицы и спасти город от коллапса просто нет. Машина - слишком дорогое удовольствие для мегаполиса. Эти правила срабатывали с другими улицами, но с Тверской-Ямской случился сбой:
Основные изменения улицы: плитка вместо асфальта и провода под землёй. Местами появились заделы для высадки деревьев поздней осенью, но их крайне мало. Если бы первый участок Тверской заузили на одну полосу в прошлом году, то это позволило высадить деревья вдоль всей Тверской-Ямской и сделать нормальные общественные зоны. Но в прошлом году побоялись сделать хорошо, а в этом вскрылись ожидаемые плоды трусости.
Станет ли комфортнее от этого жителям, пешеходам, велосипедистам, пассажирам общественного транспорта или автомобилистам? Нет - всё останется как было, то есть плохо для всех.
Невозможно сделать вместо улицы бессветофорную магистраль, чтобы она работала для водителей и не создавала неудобств всем остальным. Поток не дозируется, из-за чего любое узкое место создаёт коллапс, а таких мест очень много. Вне пика машины летят со скоростью 80 км/ч, что недопустимо для улиц. Переехать улицу можно лишь в двух местах, что создаёт перепробеги и новые пробки. Про всех остальных я уже писал выше - плюсов от такой улицы ноль.
Есть ли в каком-либо европейском мегаполисе главная улица, которую невозможно было перейти по земле или быстро проехать на общественном транспорте? Нет. На Тверской же люди даже нормально разговаривать не могут - шум машин перебивает все остальные звуки. Представить такое где-нибудь в Париже невозможно.
Елисейские поля. 5 полос. Главная магистраль города и место для парадов. Светофоры через каждые 200 метров.
Бизнес на такой улице носит скорее репутационный характер. Основную кассу всегда делают пешеходы, а их такая улица отпугивает. Клиентов могли бы подвозить магистральные автобусы, но они стоят в пробке - толку от такого транспорта нет. Покупателям же на машине ещё хуже - отдавать 10 кв.м. на одной из самых дорогих улиц города для полутра человек никто не согласится (что правильно).
На улице было запланировано три позитивных изменения: переход у Тверской Заставы, пробивка сквозного движения по Чаянова-Васильевской с переходом и выделенные полосы для автобусов. Что было сделано? Ничего. В итоге у машин лютый перепробег, комфортного транспорта нет, а люди смотрят на дорогой ремонт из-под земли. Хорошее вложение миллиардов рублей. Это надо вносить в учебники в качестве примера засыпки ямы деньгами и удивлению от нулевого эффекта такой работы.