Промышленное наследие Ярославля (всё плохо)
Если посмотреть программу туристического развития практически любого города, то увидите примерный перечень википедии с церквями, старыми домами и, если кому-то очень повезло, экологическим туризмом. То есть пиарится то, что лежит прямо под носом без какой-либо экзотики. С Ярославлем всё примерно то же - приезжайте смотреть на наши храмы и ушатанный центр города, ведь в других городах церквей и старых домов нет. Иными словами, туристам - баяны.
Люди путешествуют ради чего-то необычного и разнообразного, а любителей типового весьма немного. Поэтому во многих городах есть тематические подборки по направлениям архитектуры, современному уличному искусству, инженерным сооружениям, барам и прочим вещам. В том числе и промышленное наследие. Ярославлю повезло - у города обширная история в этом плане. Когда-то Ярославская Большая мануфактура задавала темп развития всему городу и была одной из крупнейших в России, куда часто приезжали монархи. Сегодня это полуразрушенный район с полуживым производством.
Ярославская полотняная мануфактура основана на юго-западе города за рекой Которослью 28 июня 1722 года купцом гостиной сотни Иваном Максимовичем Затрапезновым. После фабрика меняла владельцев, но с этого момента началось распространение в России полотняной фабрикации.
Мануфактура занималась производством салфеточного белья, скатертей, полотенец, нахтышей, коломенки, тика, дебурета, саржи, канифаса, волнистого полотна, фламских полотен и равендука. Особой популярность пользовалась дешевая льняную или пеньковую ткань с синими полосами — эту ткань в народе прозвали по фамилии купеческой семьи затрапезом, затрапезой, затрапезником. Это слово до сих пор в обиходе, хотя первоначальный смысл утерян.
Мануфактура пользовалась особенным вниманием российских монархов и других важных особ. Её осматривали Екатерина II, Александр I, П. Г. Ольденбургский, Николай I, Александр II. Со времён Екатерины II и до середины XIX века мануфактура поставляла свои изделия к Высочайшему Двору.
К 1914 году по количеству веретен прядильная фабрика занимала 2-е место в России. Годовая выработка пряжи была около 850 тыс. пудов, а тканей - 500 млн аршин. Число рабочих доходило до 11 300 человек. По сути, было два Ярославля: купеческий центр и промышленный через реку.
В 1918 фабрика была национализирована. С 1920 мануфактура называлась Ярославской прядильно-ткацкой фабрикой Главного управления текстильной промышленности ВСНХ. В 1922 году, в честь победы Красной армии на Перекопе, фабрика получила название «Красный Перекоп».
В годы Великой Отечественной войны, в 1943 году, предприятие перешло на выпуск технических тканей. В 1947 году за успехи в годы войны и в честь 225-летия предприятие было награждено Орденом Ленина и в 1948 году было переименовано в Государственный Всесоюзный ордена Ленина комбинат технических тканей «Красный Перекоп».
С 1962 года стали применяться синтетические волокна и нити. В 1972 году за высокие экономические показатели, освоение новых видов продукции и в связи с 250-летием комбинат был награждён Орденом Октябрьской Революции.
Сегодня «Красный Перекоп» производит: технические ткани, нитепрошивные полотна, полотна из хлопчатобумажных, химических и комбинированных нитей; одиночную, крученую и ровничную пряжу; технический хлопчатобумажный шнур; крученые нити и кордшнуры. Основное производство составляют цех прядения и крутильно-ткацкий цех. Многие корпуса сдаются для сторонних целей, типа автобазы или центров логистики. Трамвай, по ярославской традиции, в районе уничтожен.
Когда-то район завода считался благополучным и привлекательным для жизни, ведь промышленность тянула за собой блага цивилизации для рабочих. За последние десятилетия с упадком фабрики сменился и контингент, а район стал синонимом неблагополучного и опасного места, несмотря на близость к центру города.
Были планы перенести сюда разные администрации с чиновниками для смешивания и оживления района. Естественно это сделано не было, поэтому центр города полумёртвый из-за наличия в каждом доме по департаменту, а Перекоп разваливается.
Некоторые дома восстанавливают. С колористикой явно проблемы: какая краска есть - той и красят стены.
М - многоликость. Кстати, зачем красить красный кирпич?
Встретил среди разрухи нормальный дом, удивился и протёр глаза:
Церкви зачем-то закрыли заборами. Ждут нападения Батыя?
Во всём районе есть лишь одна точка притяжения - культурный центр Textil. Это негосударственный проект, где проводятся культурные мероприятия типа городского выходного, лекций, показов фильмов и так далее. Ребята активно работают с местными жителями, например, создавая совместные граффити или арт-объекты из дерева с детьми и взрослыми. Урбанисты смогли сделать в заводском районе приятное общественное пространство:
Уверен, сделаю отдельный материал про этот проект с авторами - очень полезный опыт по оздоровлению территории за счёт событий и создания сообщества жителей.
Почему этот район в упадке и что можно сделать? Вопрос из области философии и фантазии, но понятно, что это уникальный объект. Подобных массовых памятников промышленной революции в России мало, на память приходит разве что Петербург со своим ржавым поясом и Двор Пролетарки в Твери.
За счёт атмосферы места и промышленных сооружений тут можно сделать туристический якорь. Я может кого шокирую, но церкви интересны далеко не всем, а потрогать историю и побродить по развалинам с заходом в действующее производство - совсем иное дело. В Москве на подобных экскурсиях на глазах выросла контора «Москва глазами инженера» - в Ярославе этот успех можно повторить, только это даст толчок развитию всего района и города.
На мой взгляд, это самое интересное и необычное место всего Ярославля. Когда-то это были самые обычные промышленные строения, а сегодня это уже уникальная история. Наверняка никто из основателей и архитекторов фабрики о таком раскладе даже не думал. Жалко, что не получилось зайти внутрь предприятия, где когда-то была целая площадь.