Судьба первого парклета России
Парклет - специальная платформа, которая устанавливается на уличное парковочное место. Обычно это быстровозводимые мобильные конструкции со скамейками, столами, озеленением и велопарковками, хотя конечный вид зависит лишь от фантазии и возможностей архитекторов и дизайнеров. Парклеты, как один из подвидов тактического урбанизма, позволяют быстро и недорого преобразовать парковочное место (а иногда и 2) в общественное пространство, что благоприятно сказывается на комфорте городской среды. Во многих городах мира есть специальные программы для местных жителей и бизнеса по установке подобных конструкций.
Исследования показывают, что парклеты хорошо оживляют пространство и благоприятно влияют на бизнес. Если парковкой пользуются несколько человек в сутки и земля просто выпадает из пользования, то после установки стульев и облагораживания 10 кв.м. улица начинает притягивать людей. Не удивительно, что ассоциация транспортников США открыто пропагандирует парклеты.
Российские нормативы, естественно, ничего про парклеты не знают, как и большая часть чиновников. В парадигме «больше асфальта - лучше всем» нет места общественным пространствам и человеку вне железной коробки. Поэтому для меня стало большим удивлением создание парклета в... Красноярске. К сожалению, дальнейшая судьба оказалась типичной для любого хорошего начинания.
В рамках Европейской недели мобильности горожане решили немного улучшить Красноярск, заодно акцентировав внимание на проблеме неконтролируемой автомобилизации города. Стоит заметить, что мэрия города в акции участия не принимала, зато последние несколько лет город стремительно превращается в автопомойку с ежедневными пробками и тотальной запаркованностью каждого клочка земли. То есть Красноярск делает всё, против чего борются города-участники акции.
Конструкция парклета простая – 6 поддонов (достались ребятам бесплатно), шлифовка и покраска. Вместе с транспортировкой затраты составили около 1500 руб.
Перекрёсток пр. Мира и ул. Кирова оказался идеальным для парклета: здесь большой поток людей, но нет скамеек, зато есть парковочный карман прямо рядом с кофейным автоларьком. Парклет удачно вписался между концом кармана и столбом освещения, то есть даже не занимал машиноместа. Эксперимент подразумевал сбор статистики и обратной связи от горожан, но этого сделать не получилось. Парклет простоял всего несколько дней, которые оказались холодными и дождливыми, а потом конструкцию стали атаковать чиновники и владельцы здания напротив.
В администрацию поступила жалоба, что непонятная конструкция мешает парковать автомобили, хотя встать по правилам сюда не получилось бы даже Матизу. Просьбу согласовать парклет администрация проигнорировала, зато по жалобе обиженного автовладельца приходили трижды. Владелец здания, Орион телеком, новшество не оценил - результат разговора был простым: убирайте или мы разломаем и выкинем.
В итоге авторы перевезли парклет в сквер в другом районе города, где за ним будут наблюдать и изучать, как простые сиденья могут изменить пространство и поведение людей вокруг.
Когда долго живёшь в болоте, то болото начинает казаться нормой. Особенно если смотреть на происходящее из окна автомобиля, внутри которого комфортно и тепло. В итоге шаг за шагом люди начинают терять город: умирать в авариях, нервничать в пробках, болеть от газов и просто сбегать из агрессивной среды. В итоге машины либо убивает город, либо город начинает контролировать спрос и пользование личной машиной. Третьего пути не существует. Европейские города сделали свой выбор в прошлом веке, мы с американцами стоим на междупутье прямо сейчас.
Парклекты могут стать хорошими первыми шагами по возврату города людям. Хотя бы на летние месяцы - благо цена и конструктив это позволяют. В наших нормативах нет места для подобных конструкций, но кто ищет возможность, тот всегда её находит. Самый простой для этого вариант - банальная линия временной сплошной разметки на асфальте и мобильный знак пешеходной дорожкой у подобных мест.
Уверен, что в ближайшем будущем нас ждёт череда акций партизанинга - отложенные результаты развития последних десятилетий в виде агрессивной среды выходят наружу и видны обывателям. Если менять ситуацию не начнут власти, то придётся жителям объединяться, неся добро на улицы по ночам.