Как ГОСТы мешают жить
Отечественный человек свято верит в божественную силу ГОСТов. Если колбаса - то она должна быть по ГОСТу, носки - тем более. Чего уж говорить про улицы и транспорт - даже малейшее отхождение грозит концом света в виде коллапса и смертей. «написаны кровью младенцев»
Но стоит хотя бы открыть эти стандарты и постараться вникнуть в тему, то становится страшно. Плохо даже не то, что они все старые и элементарно в большинстве случаев не учитывают реальный мир за окном - сама логика и формат стандартов делает их устаревшими на следующий день, после публикации. Позиция защиты от дураков, когда ГОСТ пытается регламентировать каждую абстрактную деталь и запрещать инакомыслие, приводит к невозможности создать что-либо отличное от абстрактной картинки. В итоге большинство людей, которые работают с нашими нормативами, также становятся оторванными от реальности - они не знают, что, почему и зачем что-либо надо делать. Ведь так приятно не думать и делать всё под копирку, когда написан конечный результат.
Каждый из нас сталкивается с результатом десятилетия работы ГОСТов каждый день. Заборы вдоль парковки - привет ГОСТу. Стоите по две минуты у перехода - слепое следование ГОСТу. Люди перебегают улицу в удобном месте - извините, ГОСТ считает это плохим местом, а безопасный переход стоит в стороне никому не нужный. Я вот практически каждый день рискую оказаться под колёсами машин, потому что создатель ГОСТов посчитал не обязательным вносить в стандарты требования к трамвайным платформам.
Это остановка в Сокольниках. На всём трамвайном коридоре платформы есть, а здесь и у м.Преображенская - нет. Почему? Потому что остановки находятся немного в кривой. Потому что просто нельзя.
Остановки без платформ могут быть на улицах с одной или двумя полосами движения в каждую сторону - там водители хотя бы видят трамвай и не едут очень быстро. Здесь же трамвай выпадает из поля зрения водителей из-за других машин и широкой проезжей части. В итоге люди появляются неожиданно:
Видно, что остановился только ряд рядом с трамваем - людям приходится на свой риск идти к тротуару:
Святость ГОСТов выше объективных рисков гибели людей. Ещё это значительно снижает привлекательность общественного транспорта - какой смысл в новом современном трамвае, когда я не могу безопасно к нему подойти?
Однажды в этом месте я чуть было не прокатил бабушку на капоте - она просто появились из мёртвой зоны дуги крыши, а я стартовал на зелёный сигнал светофора. К счастью, оба отделались испугом.
Обидно, когда ты живёшь не по ГОСТу.
Пример кривой платформы в Хельсинки. Хорошо, негодяи, живут без ГОСТов-то!
Стандарты не должны пытаться снять ответственность с конечного исполнителя за результат. Невозможно сделать документ, который будет учитывать абсолютно все жизненные ситуации. Поэтому важно закрепить принципы, дать пространство для манёвров и говорить, чего совсем нельзя делать - по такому принципу написано большинство стандартов по всему миру. Например, «Высадка и посадка пассажиров трамваев должна осуществляться в безопасных условиях. Делать трамвайные платформы менее метра шириной нельзя.» - всё понятно, бери и делай в зависимости от конкретных условий и бюджета. Но у нас так нельзя.
Сейчас я вхожу в рабочую группу по созданию нового национального стандарта по организации движения. В этом деле мы пытаемся сделать документ с гибким подходом - все понимают, что ГОСТы не работают, и не хотим повторить их ошибку. Путь будет длинным - разработчики и теоретики нынешних стандартов против любых изменений (это и понятно), затем наверняка будет саботаж от ГИБДД и прочих ведомств. Но пора прикрывать законную возможность убивать людей, прикрывая некомпетентность старыми дырявыми стандартами.
PS остаётся вопрос качества конечных исполнителей - нужно обучать проектировщиков и инженеров правильно читать и трактовать стандарты. На сегодня это не менее значимый вопрос, чем создание нормальных стандартов. К счастью, частично я этим занимаюсь уже больше 4 лет.
PS хороший пример, как надо делать - немецкий трамвайный стандарт.