Прогулка по Иркутску: набережные, зодчество, навигация, заборы и трамваи
Я тут узнал, что иркутяне на нас обижены! Потому что к ним приезжает больше китайцев, чем россиян - из европейской части России летят либо в Новосибирск и Красноярск, либо сразу во Владивосток. Многие, кто приезжает сюда ради Байкала, сразу из аэропорта уедут на озеро, минуя Иркутск. Вот и получается, что красивый и интересный город остаётся в стороне.
Впереди ещё будут детальные посты про Иркутск, а пока давайте посмотрим небольшой обзор города.
Вокруг Иркутска много воды и это замечательно! Сложно придумать что-то лучше, чем город у воды - это жизнь и гармония. В городе есть разные набережные. Асфальтовый плац за жд вокзалом:
Найди на фото общественную зону:
Есть творчество местных жителей:
В наличии привычные глазу советские набережные из дорожек, зелени и оградок. Фотографий я не сделал (спасибо дождю за это), но зато на них стоят восстановленные Московские ворота с ужасной железной дверью в проходе.
В другом конце города в рамках застройки набережной сделали дома человеческого размера и встроенные помещения на первых этажах. Вжух, и место стало живым:
Что интересно - это место изолировано от города: сюда не подойти пешком и тут не ходит общественный транспорт. Зато здесь локально появился мини центр из активностей и точек отдыха:
Тут даже сделали безбарьерную среду! А ведь месту около 10 лет:
Променад к человейникам. Чтобы вы понимали, проекты застройки не видят друг друга. Проезды и улицы каждого из жилых комплексов обрываются на границе проектирования и не связаны между собой. Типичная архитектурная практика в России - не видеть контекста и не смотреть в будущее.
Если бы в городе работал дизайн-код вывесок и был контроль за летними верандами, то место выглядело бы значительно лучше. Фонарь наладить тоже не помешало бы.
Сама набережная оторвана от кафешек парковкой. Это грустно - лучше было бы убрать проезд за дома, соединив фасады с водой. Хотя, как говорят, изначально на месте красивых дорожек должен был быть ещё ряд домов, но не срослось и девелоперу пришлось импровизировать.
А могло быть как в Красной поляне:
Это одно из немногих мест Иркутска, куда не дошли заборы. И это прекрасно - набережные должны контактировать с водой!
Другое место. Здесь был пустырь с шашлычкой и зоной для алкашей с наркоманами, а сейчас это пляж. Проект совсем свежий. Было - стало:
Одна из главных проблем российских городов - моноцентричность и монотонность застройки. Поэтому очень важно создавать точки притяжения вне центра города, чтобы запустить преобразование округи. Сначала здесь будут отдыхать мамы с детьми, потом подтянутся остальные жители, скоро это место станет интересно для бизнеса и создания рабочих мест, потом откроются новые заведения (разнообразие порождает разнообразие!) и так далее. В итоге уже не унылый спальный район, а смешанная зона со всеми благами города.
Необычная детская площадка - отсылка к стоящему рядом ледоколу:
Раньше в этом месте загорали местные жители на бетонных плитах дикарями, теперь здесь можно будет нормально ходить и загорать в нормальных условиях:
На крыше павильонов создали лабиринты из заборов:
Интересная задумка, но реализация выглядит печально и отторгающе:
Забор - самая варварская и индивидуальная деталь российских городов. В рамках безопасности головного мозга их ставят при любой возможности в огромных количествах. Когда-нибудь потомки посчитают, сколько денег их деды выкинули зря, ведь к безопасности заборы не имеют никакого отношения. Если люди перебегают улицу, то нужно делать переходы и не давать водителям ехать слишком быстро по улице, а не стараться загонять людей как стадо. Люди умнее овец, поэтому заборы ломают или перепрыгивают через них.
Привет подземным переходам!
Вас мы тоже когда-нибудь зароем - переходы в городе должны быть наземные, а под- и надземные нужно делать на трассах. Иначе это провоцирует аварийность и сжирает слишком много денег из бюджета. Эффективность подземных переходов в действии:
Что интересно - люди, ответственные за подземные переходы, понимают их античеловечность, но пытаются исправить сложившийся за миллионы лет человеческий инстинкт экономить энергию с помощью заборов. Можно долго бороться с ветряными мельницами, а можно реально повышать безопасность улиц.
подземный переход в 20 метрах от дырки в заборе
Вернёмся к городским деталям. Иркутские заборы никогда не спутаешь с московскими или красноярскими - в дизайн вшит бурятский орнамент и они оранжевые:
На днях я уже писал о городской мебели и допустимых цветах. Если опустить их целесообразность в принципе, то они должны быть хотя бы чёрными.
В некоторых местах заборы даже покрасили в нормальный цвет. Но руководствовались, видимо, запасами краски на складе, а не визуальным влиянием на среду.
Ну и приятный бонус для жителей:
По сложившейся традиции, заборы делают у луж:
Здесь люди-негодяи ходили не под 90 градусов, а срезали немного по земле. Забор исправил ситуацию:
Иркутск знаменит своим деревянным зодчеством. Таких красивых и разных наличников я не встречал даже в Вологде, так что хвалят за дело. Увы, но до драконов на домах я не дошёл, а центральные районы осматривал ночью - поэтому фотографий мало (мне стыдно).
В Иркутске сохранились не просто отдельные дома - здесь осталась квартальная деревянная застройка. Более того, здесь поняли её ценность и перестали сжигать или сносить. Уникальная ситуация для России.
В городе даже научились восстанавливать старые дома и очищать их от мусора. Но ещё есть над чем работать:
Про иркутский опыт реновации с деревянными домами пост будет позже ;)
А современная застройка по большей части полное дно:
Ч - человейники. Удивительно, как в городе с богатой архитектурной историей умудряются строить такое:
Дом элитный, а сделать двор без парковки не смогли. Стыдно должно быть - в Москве уже обычные дома вводят с безопасными и комфортными дворами.
Иркутск один из немногих городов России, где создана единая система навигации:
Навигация создана именно для пешехода и учитывает его потребности: отображения ареала доступности, точки притяжения, переходы и прочие вещи, которые вы не найдёте в Яндекс-навигаторе или Гугле. Хотя размещение навигации часто вызывает много вопросов к мэрии:
Нижняя часть сделана для мини-людей, но когда город забывает вкопать стелу - получается нормально:
Сбоку номер обратной связи, а блоки панелей можно менять без переделки всей стелы:
В систему включена туристическая информация. Кстати, у Иркутска есть свой шрифт для кириллицы и латиницы. С китайским не получилось, но даже без этого это хорошее достижение для айдентики города.
Транспортная навигация на остановках. Весь город поделён на зоны и можно понять, куда ты можешь уехать. Плюс схема маршрутов и карта округи. В России всего два города, которые смогли сделать подобное: Москва и Иркутск.
Сверху как раз квадрат города с зонами, где вы находитесь. Хорошая штука. Предложение для создателей навигации: не хотите рассказать моим читателям, как это всё было сделано? ;)
Ещё в городе есть туристический маршрут в виде краски по асфальту с обходом всех попсовых мест. Его я старательно избегал.
Общественный транспорт курильщика:
... и любителя здорового образа жизни (но с походами в бар и вредной пищи):
Иркутск молодец, что сохранил трамвай и поддерживает его - это весьма популярный вид транспорта в городе. Но долгие годы без поддержки видны сразу: подвижной состав старый и не отвечает современным требованиям, пути в плохом состоянии, нет приоритета проезда, остановки больше похожи на свалку профнастила и так далее.
Можно долго говорить о том, каким должен быть общественный транспорт в целом и трамвай в частности. На это часто любят отвечать «а где взять деньги». Подсказываю - сдайте заборы в утиль и перестаньте ставить новые - сразу появятся деньги на обновление остановок и строительство платформ для безопасной посадки.
Сейчас в городе ходит 7 маршрутов, хотя можно спокойно обойтись 3-4. Это позволило бы уменьшить интервалы и поднять выручку, но для этого нужны билеты с бесплатной пересадкой и удобный хаб.
Недавно в Иркутск приехало несколько московских трамваев. Как житель Москвы, я крайне рад, что эти вёдра с гайками уехали из города. Но для Иркутска хочется чего-нибудь получше - сделать из этих гробов на колёсах что-то красивое при всём желании не выйдет.
Кстати, тут убрали турникеты и стали принимать бесконтактные карты!
Ещё повесили шторы. Сразу видно, что нет общего требования к качеству перевозок. Все эти улучшайзинги в виде штор, плакатов, наклеек адидас и прочего креатива водителей и кондукторов портят впечатление от общественного транспорта. Должен быть единый стандарт к оформлению салона и сотрудников. Тут можно сравнивать крупную сеть супермаркетов и ларёк у дома - не просто так сети следят за внешним видом помещения и сотрудников - это доверие и расположение покупателей. В случае водителей, окно ещё позволяет наладить социальный контроль - разговаривать по телефону или курить не так хочется, когда за тобой смотрят. Поэтому водители и не любят камеры и прозрачные стенки - поэтому они так нужны.
На центральных улицах и мосту пути закрыты для автобусов. Впервые такое встретил. Сразу понятно, что у кого-то проблемы с маршрутной сетью - много дублирования.