Что стало с экспериментальной привокзальной площадью Саратова
По делам урбанистической важности ездил на днях в Саратов. Было бы преступлением не заехать при этом на Привокзальную площадь, где тестируют благоустройство по методу тактического урбанизма. Чуть меньше полугода площадь живёт с новой схемой движения, расширенными тротуарами и островками безопасности из краски и столбиков. Примерно неделю назад столбики убрали - коммунальщики испугались зимы, но в остальном площадь работает и едет по изменённой схеме движения.
Напомню, тактический урбанизм - метод быстрых, недорогих и некапитальных изменений улиц, площадей, дворов и других частей города. Вместо укладки асфальта, расстановки скамеек и монтажа нового бордюра можно выполнить проект с помощью краски, поддонов, столбиков и прочих штук - это позволяет проверить задумку в поле и избежать ошибок или быстро временно улучшить место. Проект получается чуть дороже и дольше, но зато не нужно делать дорогую и долгую работу над ошибками потом.
До работ вокруг площади было много асфальта и круговое движение:
Так было в мае, но с другого ракурса:
Стало. Я так и не понял, кому помешали столбики. Они стоят копейки - можно было спокойно засыпать их снегом и случайно сломать ковшами. А так на демонтаж, как мне сказали, потратили 400 тысяч рублей. Как работа одной бригады на день (ладно, может работы тут на два дня) может столько стоить - вопрос к местной администрации.
Стало. С грязью в городе большие проблемы.
Первое время было много критики от жителей. Хотя нет, даже так - было ОЧЕНЬ МНОГО критики. Кто-то пришёл и изменил привычный уклад - нужно поорать сильнее и грозить письмами Путину, это норма. Затем появились адекватные предложениями. Для этого собирали обратную связь на площади и в интернете. Всего набралось 190 пожеланий.
Больше всего людей беспокоила парковка. В России автовладельцы - наиболее громкая и объединённая (не путать с самой большой) социальная группа на сегодня, поэтому в перевесе нет ничего удивительного. Разработчики предполагали, что город запустит платную парковку в этом месте, чтобы места сутками не занимали таксисты и нелегальные перевозчики. Город этого сделать не смог или не очень-то и хотел.
В итоге свободных мест практически нет. Что интересно, один и тот же таксист в одном и том же месте попался мне спустя пять месяцев. Я к тому, что парковочных мест много не бывает, просто нужно управлять спросом на них и повышать оборачиваемость. Иначе сколько новых бесплатных мест не делай - все они будут использоваться под многочасовую или суточную стоянку, пока остальные будут наматывать круги ради парковки на 15 минут.
Пилотный проект показал, что задумка с парковкой на улице не пройдёт. В итоге разработчики решили всё переиграть - вместо сквера по центру площади будет платная парковка с терминалами на въезде и выезде. Работу такой системы наладить проще, должна справиться даже саратовская мэрия.
итоговая концепция
Так что скоро сквера может тут не быть. Архитекторы за счёт деревьев закладывают возможность вернуть площадь пешеходам в будущем, но это случится не раньше появления в Саратове транспортной политики.
Для меня было большим сюрпризом, что водители соблюдают правила даже после демонтажа столбиков. Чтобы вы понимали, Саратов - Мекка непуганых правилами движения водителей. Парковка по правилам для Саратова по своим шансам идентична гей-параду в центре Грозного. А тут все стоят по разметке. Чудо-чудное:
Напомню: уширения тротуара у переходов нужны для повышения безопасности пешеходов за счёт улучшения видимости. Для водителей это тоже хорошо - человек быстрее перейдёт улицу, когда переход короткий.
Изначально многие не понимали, зачем в сквере и у вокзала сделали общественные зоны с табуретами и кустами. Мол, на вокзал не посидеть приезжают. Практика показала, что даже в дождливую погоду люди сидят на мебели или поставить сумки на них. Раньше тут можно было только стоять.
По новой концепции сюда перенесут памятник Дзержинскому и сделают капитальную площадь:
Кадки и деревянную мебель уберут - это временные решения на этот год. Со своей задачей они справились, а в следующем году их заменят на полноценные версии. С краской аналогично - яркие круги и прочие фигуры должны были временно акцентировать внимание на смену функции асфальта, чтобы люди поняли, что они могут тут ходить. В будущем проекте цвета будут сдержанными - там такой потребности уже не будет.
Павильон с информацией о проекте, ранее тут стояли промоутеры и собирали отзывы:
Изначально планировщики развели маршрутки и троллейбусы по разным платформам. Естественно это вызвало непонимание, ведь люди садятся на первый удобный маршрут независимо от типа транспорта (будет откровенны, экологичность пока волнует меньшинство), поэтому приходилось бегать между павильонами. В результате схему движению изменили – теперь платформы делятся по направлениям движения маршрутов.
Было много комментариев и жалоб на междугородние автобусы под окнами, но это уже совсем другая история. А вот подвинуть платформы к дверям и сделать плавные спуски стоило.
В целом же изменение движения с единой зоной остановок, пешеходными переходами, площадками для такси и возвращением двустороннего движения доказало жизнеспособность новой схемы. Факт, что люди соблюдают схему движения без особого принуждения, говорит об удобстве и общей логичности. Поэтому основное изменение касается лишь парковок - тут разработчики не всесильны.
Тактический урбанизм, на мой взгляд, хорошо сработал в роли страховки. Местные жители успели привыкнуть, необходимые изменения были внесены, а городские иксперты немного успокоились. В следующем году после завершения капитальных работ необоснованной критики должны быть в разы меньше.
Посты по теме:
Как быстро и недорого изменить привокзальную площадь?