Вождение – курение нашего времени
Автомобилецентричное развитие городов и общества - одна из главных проблем 21 века. Проблемы со здоровьем, экологией, смертности, потерянных ресурсов - всё это возникает из-за желания человека поехать сегодня на работу на машине. Это трагедия общин, о которой у нас пока мало говорят.
В западных странах этой проблемой страдают дольше, многие уже увидели цельную картину происходящего и пытаются наводить контроль рублём и физически. Правило простое - ездить на своей машине по городу только в крайней нужде, а не потому что тебе так сегодня захотелось. Это непопулярная, но нужная мера. Далее автор текста Driving Is The New Smoking сравнивает автомобиль с сигаретами, находя много общего. Спасибо Михаилу Буланову за перевод (текст не мой, всё сохранено от автора).
Я твёрдо верю в силу позитивного убеждения, особенно когда дело касается ежедневного выбора людьми способа передвижения. Если пешее передвижение, езду на велосипеде и пользование общественным транспортом сделать удобным и приятным, все больше людей начнут выбирать их. Однако, когда я вижу, что мои соседи и коллеги продолжают воспринимать город как свою личную гоночную трассу, нанося ущерб себе и всем вокруг, я понимаю, что позитивного подхода явно не достаточно. Этим людям нужны более доходчивые примеры насколько эгоистичны, антиобщественны, нездоровы и деструктивны их с виду безобидные действия на самом деле. Как в отношении курения в конце 20-го века, задача общества на начало века 21-го состоит в том, чтобы обратить внимание на подобную раковой опухоли привычку пользоваться автомобилем, заклеймить ее позором и отправить в небытие.
Давайте рассмотрим: когда человек садится в машину, он попадает в пузырь. Не только в физический пузырь из металла и стекла, но также и в пузырь в переносном смысле, отгораживающий от всего логичного и разумного. Ему кажется неочевидным простой факт, что автомобиль наименее эффективное из когда-либо изобретенных средств передвижения. Не задумываясь он расточает миллионы лет хранимую солнечную энергию, чтобы двигать почти двухтонную массу металла, пластика, оборудования и электроники, ради перемещения собственной небольшой тушки. Машина требует колоссального пространства: 300 квадратных футов (около 28 м2), когда стоит, и 3000 квадратных футов (около 280 кв. метров), когда движется со скоростью 50 км/ч. В результате мы беззаботно отдаем огромный кусок нашего общественного пространства паразитическим автомобилям, пространства, которое могло быть использовано со значительно большей пользой.
Водители также допускают множество ошибочных предположений относительно своих поездок. Их время и стоимость постоянно недооцениваются, поскольку они слепо верят, что их машина - это быстрейший и наиболее эффективный способ добраться из пункта А в пункт Б. Пробка в час пик на Джорджия стрит или всегда забитые парковочные места в Вест энде являются более чем неизбежными следствиями машиноориентированного проектирования городской среды. Учитывая общее время, затрачиваемое на обслуживание автомобиля, включая время зарабатывания денег на его оплату, средняя скорость поездки 30 км/ч сокращается до эффективной скорости 12 км/ч. Простой велосипед, при учёте всех вышеперечисленных затрат, обеспечивает среднюю эффективную скорость 17 км/ч.
Серьёзное отрицательное воздействие, оказываемое автомобильным движением на наше физическое и психическое здоровье хорошо задокументировано, хотя и не всеми признаётся. Стресс от изоляции в закрытом пространстве, без значимого человеческого взаимодействия, оказывают ужасный эффект на процессы в головном мозге. Это делает людей раздраженными, недоверчивыми и индивидуалистичными, исследованиями установлена прямая связь между временем, проводимым в автомобиле, и уровнем нездорового социального консерватизма. Влияние на физическое здоровье намного более вредно: астма, ожирение, диабет, сердечно-сосудистые заболевания являются симптомами болезненной зависимости от машин, стоящей нам бесчисленных жизней и денег каждый день. Движение на машине со скоростью 100 км/ч в течение часа, сокращает ожидаемую продолжительность жизни на 20 минут, в то же время движение на велосипеде со скоростью 20 км/ч увеличивает её на два с половиной часа.
Возможно нет другого, более распространенного, и более отрицаемого, следствия машиноориентированной культуры, чем ежедневная кровавая бойня на дорогах. Ежедневно на планете 3561 человек встречает ужасную смерть в ДТП. Если бы любой другой потребительский продукт, например тостер, был причиной стольких смертей и разрушений, мы бы немедленно его изменили, или запретили его использование. Вместо этого мы воспринимаем смерти на дорогах как неизбежный побочный эффект современной жизни. На каждый смертельный случай приходится бессчетное количество иного ущерба: сломанных костей, поврежденных конечностей, черепно-мозговых травм и других увечий. Фактически почти половина черепно-мозговых травм происходит в автомобиле. Справедливости ради, каждый, рассуждающий о социальной значимости средств защиты для мотоциклистов, должен озаботиться автомобильными шлемами.
В дополнение к угрозе для самих себя, автомобилисты представляют угрозу всем окружающим, особенно наиболее уязвимым пользователям дорог - пешеходам и велосипедистам. Единственная неосторожность (проезд на желтый свет, отвлечение на телефон, или превышение скорости на дворовой территории) может закончится происшествием, в котором у человека вне металлической коробки не будет шанса остаться невредимым. Пока по различным причинам мы позволяем автомобилям носиться в жилых кварталах, безопасность жизни и социальная среда внутри наших микрорайонов страдают от них. В довершение всего, дети, живущие вблизи транспортных артерий в большей мере страдают от рака, астмы, бронхо-легочгых заболеваний, аутизма; зафиксирована прямая связь между этими заболеваниями и длительным воздействием ядовитых выхлопов автомашин.
Конечно, неудобную правду можно отрицать, но шила в мешке не утаишь, есть две огромные проблемы: исчерпание запасов нефти и изменение климата. Пока многим кажется, что безмятежное катание на машинах будет длиться вечно, на повестке дня не будет связанных с этим политических и идеологических вопросов. В течение последних 150 лет индустриальной эпохи, наш вид выжег более половины мировых запасов нефти, и извлечение оставшейся половины будет значительно более трудным, затратным и травмирующим окружающую среду. Мы ужасно изменили химический состав атмосферы: в течение 345 месяцев наблюдаем неуклонное повышение среднемировой температуры воздуха, а катастрофические погодные явления становятся день ото дня все более частыми (засухи, наводнения, смерчи и ураганы - лишь малая часть). Фантазии о водородных и электрических автомобилях только отсрочивают признание мрачного факта, что правительства продолжают бездарно вливать триллионы в развитие транспорта, не имеющего будущего.
Те, кто выбирают для себя автомобиль, делают это в силу привычки и набора посылок, которые при пристальном рассмотрении оказываются ложными. Итак, я бы хотел вспомнить об идее, впервые выдвинутой в 2009 в блоге Copenhagenize, но время которой наконец настало: помещать на автомобилях таблички, аналогичные предупреждениям о вреде курения, как неизменное и постоянное напоминание о неисчислимых последствиях каждого мгновения за рулем. Поколение миллениалов уже массово отказывается от владения машиной, понимая, что это уже не придаёт ни статуса, ни свободы, как это было когда-то (пока не в России - прим. переводчика). Но автопром имеет кровную заинтересованность в сохранении нашего неведения. Вот почему нужна массированная образовательная кампания, напоминающая народу насколько опасны, дороги и неэффективны машины на самом деле. Только так мы сможем наконец разорвать порочный круг зависимости от автомобиля, и станем от этого здоровее, богаче и счастливее.