Одобрямс городской электрички
Большинство крупных городов России обладает огромным транспортным заделом - железными дорогами... которые используются для транспортировки грузов или транзитного проезда дальних поездов. Иными словами, задел есть, но не используется.
В транспортной парадигме РЖД и Минтранса железные дороги можно использовать для перевозки нефти, поездов Ярославль-Адлер, Сапсанов и частично пригородных электричек по остаточному принципу. Функцию перевозок внутри города серьёзно не рассматривается, хотя попытки запуска такого сервиса были в Перми, Красноярске и других городах. Но в эти проекты была заложена ошибка - ответственные лица не понимали простого правила в транспорте: предложение формирует спрос. Если бы МЦК не работало по городским билетам, имело плохую связку с наземным транспортом, нормальной навигацию и не ходило бы с минимальными интервалами, то сервис возил бы только воздух. Поэтому проекты в регионах загнулись - поезд в вакууме раз в час никому не нужен.
В Москве отдельные люди понимали потенциал железных дорог внутри города ещё 10 лет назад, но попытки запустить аналог S-Bahn или Rer по сервису «как метро» оканчивались провалами. Чего стоит многолетнее противостояние Москомархитектуры, где Максим Львович хотел убить железные дороги и запустить что-то типа трамвая вместо поездов с дублированием наземных жд линиями метро. Это как порезать вагоны метро и пустить в туннелях маршрутки.
если бы метро работало как электрички
К счастью, даже каким-то чудом, был пролоббирован проект соединения существующих железных дорог с созданием диаметров. Представьте, что линии московского метро не были бы соединены и обрывались в районе Третьего кольца, а дальше как-нибудь сами - с электричками сейчас аналогично, поэтому у нас перегрузка целых линий метро на станциях с жд станциями. По планам, на первых порах планируется объединить белорусское с савёловским и рижское с курским направлениями - для этих направлениях требуются минимальные вложения. Теперь пассажирам не придётся вынужденно выходить на конечной в центре, а смогут максимально доехать до нужного места. В дальнейшем можно скромно мечтать о новых связках, туннелях и подземных станциях где-нибудь под Красной площадью.
Думаю, основную роль в этом сыграл МЦК - это кольцо смешало с дерьмом скептиков, которые не верили в проект городской электрички. После такого доказать потенциальный успех при нужных вложениях можно даже рждшникам. Собственно проект поддержал даже Путин - теперь-то уж точно всё поедет и саботаж будет сведён к минимуму.
Хочется верить, что московский опыт побудит взяться за транспорт и регионы. Для какого-нибудь Владивостока это может стать спасательным кругом.
PS Естественно нужно будет проделать огромную работу. Важно не только запустить электрички по другим маршрутам, но и создать удобные пересадки, отстоять станции в центре, не дать сделать лишнее дублирование, решить вопросы низких скоростей в городе, убрать конфликтные точки и так далее. В этом плане рекомендую ознакомиться с презентацией Алексея Колина из МИИТа на эту тему: тыц
PPS а назвать диаметры стоило МСЛ - Московские Скоростные Линии!
Посты по теме:
Первый рабочий день городской электрички: проверка велосипедом