Зачем городам творческие кластеры
Мир за окном изменился - люди не ездят от звонка до звонка на заводы, у каждого гаджеты, процессы софтизируются, задачи автоматизируется и так далее. Сегодня ценится не тупой ручной труд, а интеллектуальный и креативный. Человечество потихоньку достигает уровня развития, когда труд одного человека покрывает потребности нескольких других.
Понятное дело, что не всё и вся перестроилось, но процесс идёт. Пока в городах скорее возникают отдельные креативно-потребительские кластеры, где сосредоточены дизайнеры, айтишники, архитекторы, артисты и сопутствующая индустрия в виде старбакса и барбершопов. В Москве это бывшие промзоны, типа Красного октября, Артплея, Хлебозавода и прочих. В Нью-Йорке джентрификация шагает по городу, поэтому картина постоянно меняется - сначала все заезжают в дешёвые неблагополучные районы, затем они становятся хипстерскими центрами, растёт цена недвижимости, после чего вновь приходится искать новые районы с арендой пониже.
В Вильнюсе тоже есть свой особый район для творческих людей - Ужупис. Средневековые улицы идеально подошли для нового времени и ценностей.
Ужупис (лит. Užupis, рус. Заречье) частично расположенный в Старом городе. С XVI века здесь силились в основном ремесленники, с конца XIX века стали появляться военные и мелкие служащие, но большую часть жителей составляла городская беднота.
Все изменилось в 1996 году, когда группа художников основала здесь «Центр альтернативного искусства» с выставками и общественными акциям. Сегодня тут располагаются художественные галереи, мастерские и многочисленные кафе.
В 1997 году жители квартала провозгласили Республику Ужупис со своим собственным флагом, президентом, конституцией, армией из 12 человек и днём независимости 1 апреля.
Удивительно, но в ответ на это власти лишь посмеялись, ввода войск и трибуналов за гос.измену не последовало. В отличие от всего остального мира, жители Заречной республики имеют право на черепичную крышу, лень, счастье, молчание, кошку и так далее. Кошки, кстати, имеют право не любить хозяев, но должны помогать им в трудную минуту.
Дополнительно у Ужуписа есть своя валюта, гимн, таможня, почётные граждане, послы и консулы в 320 городах мира, выборы и карнавалы.
Вот такой творческий уголок. С одной стороны это магнит для жителей, которые могут просветиться на выставках или прогуляться среди инсталляций, с другой - возможность реализовать себя. Если у человека нет возможности быть рядом с такими же людьми и развиваться, то он либо будет работать менеджером в Евросети и ненавидеть свою жизнь, либо просто уедет из города.
Развивать человеческий капитал города без стимулирования подобных пространств бессмысленно. Благо, чаще всего они организовываются «снизу» и в отрыве от государственных или региональных программ министерств культур. Главное всё не испортить сносом или расселением подобных мест.
Ещё это в очередной раз доказывает, что исторические кварталы живы за счёт своей универсальности и атмосферы.
PS основной источник креатива был найден на соседней улице (шутка)