December 11, 2017

Бюджет народу!

Привлекать жителей к обсуждению каких-то знаковых городских проектов сегодня со скрипом учатся во многих городах России. Уметь слушать и работать с жителями - вещь пока непривычная и сложная даже для передовых бюро, проектных офисов и департаментов. Но это ситуация «сверху-вниз», когда кто-то сверху придумал проект и пошёл обсуждать его с жителями. Есть же примеры работы «снизу-вверх»: когда жители предлагают, а администрации помогают и тянут проект. Это кардинально меняет подходы и систему работы.

Обычно жители лучше знают о проблемах местности и больше других стейкхолдеров (бизнес, сообщества, девелоперы, чиновники и тд) заинтересованы в положительных изменениях. Но что случится, когда мы каждому дадим по рублю и попросим сделать хорошее дело для города? Появится парковка, детская площадка аля Кремль и клумбы с цветами. И появятся они на одном и том же месте с разницей в месяц. Поэтому принцип просто дать и отойти в сторону не работает, а ведь ещё есть коммунальщики, вопросы собственности и прочие адовые детали.

Два стула

Есть два варианта работы программ поддержки инициатив жителей: отбор и конкурс. Люди могут посылать заявки, а какая-то комиссия их будет отвергать или утверждать. Со стороны это будет смотреться откровенно непрезентабельно: кто-то там всё также решает за нас и наверняка друзья чиновников получают добро, а обычные работяги идут лесом. Хотя такой подход позволяет отсекать реальные проекты от фантазий.

Конкурс проектов жителей за ограниченный бюджет - совсем другое дело. Конкуренция заставляет детально прорабатывать проекты и привлекать сторонников. Сделать конкурс открытым и прозрачным намного легче, а ещё так легче планировать бюджет.

Финансирование

Ситуация 100% финансирования из одного источника может показаться простой и правильной, но не всё так просто. Эффект манны с неба до добра не доводит: когда твоя жизнь улучшается за счёт чьей-то помощи со стороны, то есть соблазн не оценить её по достоинству. Например, ремонт стен в подъезде или благоустройство двора - кто-то пришёл, что-то сделал, красиво, но через месяц стены исписаны, а жители паркуют машины на газоне.

Нужно дать понять жителям, что это их проект и что его нужно ценить не меньше, чем порядок у себя в квартире. Это делается за счёт соучаствующего проектирования (со мной советовались, где ставить скамейку - она важна для меня) и финансового участия. Если убедить жителей дать рубль на обустройства общего пространства, то человек надолго будет чувствовать связь с местом и ответственность за него.

Короче, нельзя давать 100% денег из бюджета, нужно хотя бы оставлять 20-50% за жителями. Они могут найти спонсора или самим вложиться в место, где живут. Особо будет круто привлекать третью публичную сторону (обычно это фонд) для компенсации трети и контроля за жителями и властью. Сложнее, но правильнее.

Обучение

Горожане, как правило, совершенно не знают о разделении властей и понятия не имеют о работе бюрократического машины. Поэтому если кто-то нагадил в лифте, то писать нужно сразу Путину или создавать петицию за возврат любимой аптеки с первого этажа.

Поэтому финалистов конкурса или отбора нужно вводить в курс дела. Будем считать, что во время подготовки проекта они проработали дизайн, договорились с жителями и так далее. Дальше нужно подключать их к совещаниям и объяснять процесс принятия решений. Важно не отбирать проект у людей, а помогать им вести его самим. Иначе начнутся упрощения, компромиссы и деления на этапе - вот перед нами не благоустройство двора, а новые урны у подъездов.

Результат

Цель любого проекта - изменить жизнь места в лучшую сторону. Для этого его надо наполнять жизнью, а для этого надо работать с жителями и другими стейклхолдерами. Системная поддержка низовых инициатив помогает улучшить отношение людей к власти, решать насущные проблемы с опорой на людей, избегать кабинетного дизайна и создавать поклонников места. Люди сами будут охранять и убирать парк, если он появился благодаря их стараниям, потому что это часть их зоны комфорта и ответственности.

Примеры:

Чуть не забыл про главное)

Твой бюджет в Петербурге - конкурсный отбор проектов жителей районов, каждому району по 10млн рублей.

Народный бюджет в Тульской области - конкурс с финансированием из разных источников.

Liveable Neighbourhoods (округи для жизни) в Лондоне - софинансирование проектов в области городской среды.

Weekend Walks (пешеходные выходные) в Нью-Йорке - фонд местного Дептранса софинансирует и помогает перекрывать движение машин на улицах для создания пешеходных зон с активностями для стимулирования бизнеса.

И так далее.

PS все фото так или иначе связаны с поддержкой низовых инициатив.

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:
Хард и софт города