Авария с автобусом, транспортный спрос и город для людей
Вчера в Москве автобус въехал в подземный переход. Аварии с общественным транспортом пока что не стали нормой для людей и чиновников, поэтому на место приехал мэр и СМИ вещали об этом весь день. Тем временем в России ежедневно гибнет в разы больше людей, но это не обсуждают на Первом канале или за ужином в хрущёвках.
Я вчера тоже писал об этом у себя в соцсетях - призывать к спасению будущих жертв от неправильных улиц и дорог реально только при громких авариях, в остальное время никто не видит в этом проблемы. Рецепт тут известный: улица не трасса, поэтому успокаиваем движение машин.
Если первоначально причиной аварией называли гололёд, то после появления видео стал очевиден человеческий и/или технический фактор. Меня тут же каждый второй начал нехорошо обзывать, думать про пиар на крови и так далее, хотя суть посыла не изменилась: Кутузовский проспект в текущем виде - трасса смерти. Даже без аварии с автобусом здесь постоянно гибнут люди.
Кутузовский - ошибка градостроителей прошлого и чиновничьего идиотизма сегодня. Когда из улицы делают дорогу, то при всех стараниях проектировщиков на ней будут жуткие пробки днём и трассы смерти ночью - улицы функционально не подходят для быстрой езды: здесь ездит общественный транспорт, живут люди, ходят пешеходы, выезды из дворов, пересечения и так далее. К тому же бессветофорный поток, который упирается в самый центр города, ставит раком весь город.
Если с Садовым кольцом или Тверской дело хоть как-то движется в нужном направлении, то на Новом Арбате-Кутузовском все проекты упираются в спецтрассу и ФСО. Чекистам плевать на людей - они сами не так давно сотнями вырезали их и до сих пор не понесли наказания, а тут эти людишки справляются без них сами - удобно. Поэтому тут до сих пор нет простого разделителя.
Тем не менее, решать проблему с Кутузовским и Новым Арбатом рано или поздно придётся, вопрос лишь времени для формирования общественного запроса на безопасный город. И тут ровно два пути, что можно сделать:
- расселить людей, снести дома, убрать автобусы и сделать зону отчуждения ради личных автомобилей от Кремля до МКАДа
- сделать из трассы бульвары с приоритетом общественного транспорта, наземными пешеходными переходами и приемлемой для города скоростью 50 км/ч
Для скоростного движения машин придумали скоростные городские трассы через промзоны, на эстакадах над жд путями или под землей - в местах, где не будут пересекаться машины и люди. Проблема в том, что места для этого в Москве особо нет - практически всё застроено, а под землю уходить слишком дорого. Сносить же дома или прокладывать трассы по дворам - уничтожать городскую среду и селить людей у выхлопной трубы. Поэтому выбор прост: Кутузовский для машин или для людей.
Постоянные читатели заметили, что блог агитирует за город для людей, гуманизм и прочие урбанистические штуки. Поэтому для меня вопрос предельно ясен - жизнь людей важнее возможности прокатиться вдоль линий метро и железной дороги на скорости 100 км/ч в железной коробке. Поэтому я за бульваризацию вылетных трасс, частичную невысотную застройку и удовлетворения спроса на перемещения по городу с помощью быстрого и комфортного общественного транспорта и такси.
Пока трудно представить, как закрыть большую дорогу и сделать из неё нормальную улицу, но тут нет ничего невозможного. Сегодня мало кто вспомнит, что Крымская набережная была большой проезжей частью, а пять лет назад тут появилась одна из лучших пешеходных набережных города и... ничего не изменилось в плане транспорта - спрос на перемещение просто изменился без обещанного коллапса. Тут так не получится, но сам факт изменения важен.
Кутузовский - яркий пример решения вопроса пробок по методу «ещё одна полоса и всё поедет». Решать вопрос ожирения с помощью расстёгивания ремня очень приятно и просто, но это тупиковый путь.
как Детройт спасали от пробок и убивали город
Раньше считали, что если у человека есть машина, то социальная обязанность города удовлетворить его желание ездить быстро и парковаться прямо у двери подъезда в любое время суток. Затем пришло понимание, что спросом на перемещение нужно управлять, иначе пробки, смерти и просто закапывание денег в землю. Поэтому появились платные парковки, проезды, пешеходные зоны и приоритет общественного транспорта. Сегодня города первой десятки по качеству жизни пошли дальше - они удовлетворяют спрос на перемещения без учёта личного автотранспорта. То есть просто создают условия, при которых личная машина не потребуется - это сложно, но реально и дешевле строительства эстакад и дорог на месте газона с деревьями. Например, элитный статус дому в Лондоне сегодня присвоят, если там нет автомобильной парковки.
Российское общество пока не готово признать, что личный автомобиль - простая вещь типа домашнего дивана, а не священная корова, без которого невозможно жить в городе. Многие уверены, что город обязан создавать условия для людей в машинах, хотя машина - не право, а привилегия. Даже водительская лицензия каким-то образом превратилась в «права», а жертвы аварий «сами виноваты».
Не готовы и чиновники, которые вместо создания условий для перемещения большинства горожан убивают трамвай, создают рукотворные асфальтовые реки, заставляют бабушек спускаться под землю для прохода в поликлинику или переходить детей по зебре без светофора через 6 полос на пути в школу. Поэтому появление выделенных полос, пешеходных переходов или велополос воспринимается как удар по личным правам, а не как вопрос повышения эффективности движения в ограниченном пространстве и удобства города для всех. Хочешь комфортно перейти на другую сторону улицы - нарушаешь автомобильные права.
Автомобиль - не право каждого и не обязанность города, спрос на перемещения нужно решать общественным транспортом, велосипедизацией и комфортной средой для пешеходов. Нужно спрыгивать с бензинового крючка ради комфортного города без пробок с чистым воздухом, безопасными улицами и доступностью каждому. Речь не идёт о пешеходной зоне в пределах МКАДа, но перевес баланса в сторону автомобиля убивает людей и сам город, а что тупее всего - лишь ухудшает транспортную ситуацию за наши же миллиарды.