Что мешает хорошо жить
Вчера в аэропорту прочитал комментарии к посту про архитектуру новых станций и приуныл: количество обвинений, теорий и бытовой логики зашкаливает. Комментарии по делу тоже были, но уж очень меня задели обвинения – хочешь всего лишь качественных проектов, а тебя закидывают претензиями. При том все как-то забыли, что станцию сдали без лифтов в шахтах и щелями в отделке – все пошли обсуждать архитектурные излишества.
Негатив можно разделить на несколько групп:
- я гей, либераст и вообще вы евреи всё развалили
- да всё нормально там с внешним видом
- главное функционал
- кому нужна красота у МКАДа
- привет от типовых сороконожек и метро Нью-Йорка
- наконец-то Москва получила российскую станцию метро
- я не хочу ждать, а хочу ехать прямо сейчас
Я гей, либераст и вообще вы евреи развалили всё
А ещё агент Госдепа, только чего-то они платить забывают.
Да всё нормально там с внешним видом
Уровень деградации представления о красоте среди населения пробил дно. Это не удивительно, когда огромное число людей родилось и прожило большую часть жизни в одинаковых серых панельках. Эстетика нынче не в моде, хотя возможностей сделать красиво гораздо больше, чем 80 лет назад.
Сложно рассуждать о прекрасном, стоя по щиколотку в грязи на улице. Но это не данность, а вызов – нужно в прямом смысле приучать людей к качественному дизайну. Выбор общественного транспорта при этом один из лучших вариантов, ведь им каждый день пользуются сотни тысяч человек.
Ховрино и Селигерская – результат архитектурной деградации. Посмотреть качественный дизайн станций метро можно в подборке Варламова. Не было попытки даже сделать станции нейтральными – в них прямо чувствуется крик отчаянья. Для сравнения, нейтральные станции из Берлина:
Красивый дом без канализации и электричества никому не нужен – с транспортным сервисом и метро аналогично. Но дизайн тоже важен.
Тут можно вспомнить про трамваи, архитектурные конкурсы на новые станции и прочие вещи – транспорт важная часть всего города, поэтому для получения красивого и удобного города в целом нужно работать с дизайном и архитектурой в частности. Если считаете иначе, то предлагаю выбрать трамвай, в который вы бы сели с большим желанием при прочих равных:
Только учитывайте, что метро – не трамвай. Станции метро строят на столетия, поэтому нужно смотреть не только на потребности сего дня, но и программировать пространство на будущее. Завтра же может выясниться, что людям важна не только скорость и сухость, но и пространство вокруг. Панельки уже доказали, что это «завтра» вовсе не мифическая байка.
Проработанный дизайн, куда входит и архитектура, – важная составляющая часть комфортного города. Тысячи людей каждый день ходят мимо этого и вид станции, в том числе, будет создавать настроение на рабочий день и притягивать пассажиров. Поэтому важен хороший дизайн маршрута с безбарьерной средой и качественным сервисом. Общественный транспорт не должен восприниматься куском железа для нищебродов и формировать второсортное отношение к людям.
В качестве примера важности среды вокруг можно взять переход Комсомольской с людьми и без с визуальным мусором на уровне глаз и без:
Горожанам. Глупо пытаться сделать красивый город для кого-то постороннего, когда забиваешь на своих жителей.
Строить дворец с позолотой – бессмысленно, дорого и не отвечает современным реалиям. Индивидуальные проекты оставим для знаковых мест, благо есть возможность клепать типовые проекты с разным дизайном – проект не становится дороже и сроки остаются прежними, но жители получат уникальный и качественный продукт.
типовая станция с уникальным дизайном, Москва
типовая станция метро в Варшаве
типовая станция метро в Варшаве
Привет от типовых сороконожек и метро Нью-Йорка
Сравнивать московское метро с зарубежными аналогами или плохую станцию с более убогой – глупо и неправильно. Московское метро – один из главных сложившихся символов города. Мы можем либо поддерживать его, развивать и монетизировать, либо забить и лишиться части Москвы. Попытки защитить Ховрино и ей подобные станции ссылками на проекты низшего качество лишь поощряет деградацию.
Повторюсь, что примеры типовых станций с нормальным индивидуальным дизайном есть даже в Москве – взять хотя бы жёлтую ветку на юго-западе. Просто где-то проектом занимался неподконтрольный строителям проектный институт, а где-то карманные проектировщики.
Наконец-то Москва получила станцию российского уровня
Есть город Москва, а есть федеральный центр в Москве. Деньги из регионов идут в федеральный центр и перераспределяются по воли сами-знаете-кого, эти же ребята устанавливают бюджетное регулирование – им до лампочки метро, архитектура и прочие городские темы. Москва как город имеет ВВП, приближенным к уровню небольшой страны, – этого вполне хватит для трудоустройства нормальных архитекторов и строителей с прямыми руками.
Делать хорошо и качественно сразу куда дешевле, чем потом переделывать и доводить до ума. Чиновникам еще предстоит кусать локти и рвать волосы на голове, когда придётся вставлять эскалаторы в переходы и делать лифты с улиц до платформ. Это общемировой стандарт примерно 30-летней давности, а у нас даже на относительно новых станциях такого нет.
Я не хочу ждать, а хочу ехать прямо сейчас
Желание иметь надёжный и качественный транспортный сервис можно понять. Но эйфория пройдёт быстро, а станция в таком виде будет стоять десятилетиями.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Судя по многим комментариям, жить в удобном и красивом городе не хотят сами люди: низкая планка запроса, желание получить всё и вся как можно быстрее без учёта качества и прочие вещи приводят к падению уровня городских проектов. Зачем делать хорошо, если и обычная пустышка пройдёт?
Кого устраивает работа чиновников, городских служб и строителей на отъебись – смело отписывайтесь и дальше живите в болоте.
PS проект Селигорский был не фонтаном, но упрощения лишили станцию единой концепции и принесла больше китча.