January 23, 2018

Зальцбург Центральный: хайтек с уважением к наследию

Европейские железные дороги качественно отличаются от российских. Дело не только в скоростях, организации, плотности и приоритетах, а скорее в самом дизайне. Если у нас здание вокзала, рельсы и переходы чаще напоминают отдельно стоящие объекты, то в Западной Европе это всё объединяется архитектурой (мой личный опыт, не более). Железная дорога в Европе в первую очередь для перевозки пассажиров, а не угля – пользоваться поездами приятно с момента подхода к вокзалу.

Например, главный вокзал 150-тысячного Зальцбурга 1860 года постройки. Здесь проходит западная железная дорога Австрии от Инсбурка до Вены. О необходимости перестроить вокзал заговорили в 1990-х, википедия говорит, что основной причиной послужило вхождение в Шенгенскую зону и будущие общеевропейские транспортные коридоры. В рамках реновации должны были сделать вокзал современным, найти место для торговли и возвести дополнительные навесы над путями. Всё это при условии сохранения культурного наследия.

Работы шли с 2008 по 2014 года. Сегодня из Зальцбурга можно добраться в комфортных условиях до Линца, Вены, Инсбурка, Мюнхена, Штутгарта и других городов.

Основное здание вокзала и историческая крыша над путями являются культурной ценностью, поэтому они были сохранены.

С внешней стороны деревянные двери, но за ними идут стеклянные раздвижные:

Историческую крышу разбирали и отвозили в Линц для реставрации, после чего собирали обратно. Здесь как раз видны оригинальные конструкции и новые навесы:

Старое и новое. Обратите внимание – новый навес идёт дальше платформы, то есть вода не капает на пассажиров при посадке и высадке или на край платформы (привет РЖД):

Реконструкция обошлась в €270 млн, доля города составила 10%.

Для долгого ожидания в плохую погоду есть комнаты ожидания:

Внутри нет лестниц и какого-либо досмотра – из входных дверей человек сразу попадает в туннель под путями:

На платформы ведут эскалаторы и лифты:

Пространство оставляет после себя приятное впечатление: светло, просторно и стильно.

В боковых помещениях находятся клиентские зоны, супермаркеты, кафешки, пекарни, газетные киоски и прочая торговля. Торговля нужна не только для удобства пассажиров, но и для спонсирования инфраструктуры. Зал ожидания:

В проходе на видном месте билетные автоматы:

Табло при входе. Плюс в карму за схему путей над экраном с расписанием!

На стёкла нанесены объёмные пиктограммы:

Схема:

Ну путях:

Интересно, аналоговые часы на платформах это дань традициям или страховка от отключения табло? Кстати, вместо небольших иголок от птиц тут используют натянутые нити:

На вокзал ещё как-то нужно попасть, с одной стороны тут подъезд для машин и большая велопарковка:

Всё в одном стиле:

Три этажа велопарковки. Европейский опыт показывает, что хорошие условия для велосипедистов дают прирост пассажиров – электрички эффективно возят на дальние расстояния, а велосипеды хороши на короткой дистанции – идеальная комбинация транспорта.

Велобоксы платные:

С другой стороны тоже велопарковки и троллейбусный хаб:

Платформы расположены сбоку от главного входа и имеют прямой доступ к вокзалу. Вниз идёт вход на небольшую тупиковую платформу местных электричек:

Информация:

Особо не поспишь:

Такая вот реновация. По-моему, хороший пример переосмысления наследия и создания современного хаба.

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:
Самый большой вокзал Европы

Подземный вокзал Варшавы

Лодзь: новый вокзал для новой жизни города

Утрехт Центрааль: большой проект небольшого города