Как дважды ремонтировать одну улицу
Интересные новости приходят из родного Красноярска! В прошлом году там с горем заменили асфальт и проложили три квартала ливнёвки на главном проспекте города. Весь процесс отличался особой рукожопостью, горожане и депутаты узнавали о проекте из фейсбука женщины проектировщика, проспект пообещали озаборить, работы велись с нарушением всех мыслимых требований. В общем, на выходе получилось плохо. Возможно совпадение, но по окончанию ремонта даже мэр ушёл в отставку. На неделе же стало известно, что город хочет объявить ещё один конкурс на ремонт уже в этом году.
В прошлом году город решил в рамках федеральной программы безопасных дорог провести капитальный ремонт главного проспекта. Стоит отметить, что это единственная торгово-историческая улица миллионного города, по которой приятно ходить. Федеральная же программа разрешает тратить деньги только на асфальт, заборы, ядовитые рамки и бордюры, хотя каким-то образом чиновники умудрились включить в проект ливнёвку и кабельные коллекторы.
Жизнь чиновника в российском городе сложно назвать сказкой: бюджетная система страны выкачивает деньги, система закупок тупая и долгая, горожане хотят Крымскую набережную при бюджете на пару урн, блогеры критикуют заборы и так далее. Здесь нет иронии – сделать хорошо даже в Москве сложно при всём бюджете (пришлось даже придумывать термин комплексного благоустройства), в регионах же совсем всё печально. Поэтому я вполне понимаю, почему город вписался в сомнительную программу, ведь так можно угодить хотя бы автомобилистам. Но тут выяснилось, что в городе ещё есть и пешеходы.
Поэтому, скорее всего, в этом году будут исправлять тротуары и мостить новую плитку за 164 миллионов рублей. Решение разделить на два этапа работы может показаться удачным, если вычеркнуть людей из деталей. По факту горожанам опять придётся прыгать через рвы, дышать пылью и не факт, что на выходе получат что-то нормальное. Точно можно сказать, что изменить движение и что-либо в границах проезжей части не получится – всё должно быть на гарантии. Поэтому об островках безопасности, сужении полос, велодорожках и любой другой фантазии можно забыть на три года.
Самое прискорбное, что у города была возможность сделать улицу капитально ещё в прошлом году за счёт иной федеральной программы. Были бы велодорожки, гранит, провода под землёй и прочие радости урбанистов. Но политика дело тонкое, поэтому варягов прогнали к реке, а улицу отдали придворным проектировщикам и шутам. Что-то мне подсказывает, что новая городская власть подметает за старой администрацией, но уж очень велик шанс повторить прежние ошибки.
Мораль: лучше делать хорошо и сразу, даже если это сложнее и дольше. И не забывайте, для кого делаете это.