Возможна ли уборка улиц от снега без дриста?
Московские зимы давно перестали ассоциироваться с чем-то приятным, новогодним и белым. Вместо белых сугробов жителям достаётся грязь, испорченная обувь и лужи. Бирюковский снег в виде реагентов превращает город в месиво из дриста, от которого страдают пешеходы, велосипедисты, автомобилисты, но в ответ на критику нам говорят, что иного варианта нет. Так ли это на самом деле?
Москва ежегодно тратит миллиарды рублей на закупку реагентов. Технология уборки улиц выглядит примерно так: выпавший снег сгребают в сторону, одновременно идёт посыпка химией, которая плавит снег. Получившуюся жижу должны оперативно сметать и отвозить на очистку, но часто про это забывают. Во дворах же могут просто раскидать реагенты без предварительной и последующей уборки, оставляя детям возможность лепить грязевиков.
В других крупных городах со снегом и наледью борются иными средствами. Самый наглядный и близкий пример – Санкт-Петербург, где прошлой зимой отказались от массового использования реагентов на улицах. Вместо этого упор был сделан на прометание, вывоз снега и гранитную крошку. Реагенты остались лишь на скоростных автострадах (КАД и ЗСД), а опасные участки просыпаются песком с небольшим содержанием соли или крошкой. Один из показательных результатов: количество жалоб на ожоги лап у животных сократилось в городе до нуля.
гранитная крошка на Дворцовой площади
Автомобилисты могут усомниться в правильности отказа от топления снега, ведь сцепление колёс с асфальтом может пострадать – наверняка в Петербурге из-за отказа от реагентов стало больше аварий. Но стало даже лучше: за первую неделю без реагентов в городе случилось на 10% меньше аварий, чем годом до этого. Число аварий с пострадавшими сократилось сразу на 40%. Снег положительно повлиял на водителей – люди стали ездить аккуратнее и внимательнее.
В мире не так много «снежных» мегаполисов, типа Москвы или Петербурга. Но можно посмотреть на финский опыт, где также много снега зимой, но улицы чистые и нескользкие. Их секрет успеха в своевременной уборке снега и гранитной крошке. В начале зимы улицы и дворы начинают посыпать крошкой, которая делает поверхность рельефной и позволяет твёрдо стоять на ногах. В конце зимы крошку собирают тракторами и ручными приспособлениями по типу газонокосилок для повторного использования через год. Решение не только экологически чистое, но и выгодное в долгосрочном плане.
Часто снег с тротуаров, небольших улиц и велодорожек не сгребают до асфальта, а специально утрамбовывают с созданием рельефного рисунка. Такое решение применяют только глубокой зимой с постоянной минусовой температурой и при толщине снега не менее трёх сантиметров. Для этого используют уборочную технику со специальными зубьями на ковшах. В итоге люди могут спокойно продолжать ходить пешком и ездить на велосипеде по снегу.
Для безопасной и комфортной зимы недостаточно только правильной уборки снега, ещё необходим правильный дизайн улиц. Основной источник опасности – скопление воды. Стекающая с крыши вода не должна оставаться на тротуаре и превращаться в гололёд, а тающий снег у перехода не должен заставлять людей прыгать через лужи. Для этого нужно менять дизайн-подход к проблеме – текущая схема, когда вода со всей улицы самотёком должна уходить в единственную решётку ливнёвки, плохо работает.
Вместо нескольких «больших дырок для воды» через каждые 50-100-200 метров должны быть локальные решения с уводом воды под землю не через ноги горожан. Для этого домовые водосточные трубы должны уводить воду сразу в коллектор, а небольшие решётки ливнёвок идти через каждые 20 метров и обязательно быть в зоне остановок и переходов. При этом система должна обладать накопителями для гранитной крошки, чтобы можно было легко прочищать ливнёвку после зимы. Подобные решения используются в Европе с конца XIX века и хорошо работают в нашем климате при должном уходе.
Растопить снег реагентами проще, чем собрать и вывезти его, но такой подход приводит к ухудшению внешнего вида и агрессивной среде. Пользоваться Москвой зимой невозможно, но виновата в этом не погода, а технология уборки. Простые решения не всегда оказываются правильными, поэтому нужны системные изменения ради чистой обуви и классической российской зимы с белым снегом и ёлками. Лично я дико устал от шмякнья под ногами, испорченной обувки и брызг от машин в январе. По этой же причине пока невозможно говорить о круглогодичной велосипедизации Москвы.
PS если кому интересно, Всемирная дорожная ассоциация (PIARC), существующая с 1909 года, занимается регулярным выпуском информационных справочников и брошюр о дорожном строительстве и обслуживании. Среди них есть ценная книга «Snow and Ice Databook», в которой описан опыт и стандарты зимней уборки в разных странах мира, от Марокко до Канады: тыц