February 3, 2018

Как в Лейпциге больше 100 лет туннель строили

В постах про Лейпциг я неоднократно писал, что тему туннеля под центром города разберу отдельно. Что же, этот час настал! Тем более тема скрытых опасностей метрополитена вызвала немало споров на неделе, а тут пример локального решения многих транспортных проблем.

В XIX веке Лейпциг был мощным центром лёгкой промышленности и крупным железнодорожным узлом. Помимо центрального вокзала на севере от центра города, здесь также были и другие железнодорожные станции иных операторов. Первые планы соединить подземными путями главный вокзал и станцию Bayerischer Bahnhof (север-юг) были приняты ещё в 1892 году.

Во время строительства нового здания центрального вокзала был заложен 675-метровый тоннель под основными путями и зданием вокзала, а также 140-метровый спуск к нему. Туннель временно закончили в районе нынешнего трамвайного хаба с коварными планами продолжить чуть позже, но Первая мировая война и дальнейшие захватывающие события помешали. В 1946 году работы начались снова, но остановились после образования ГДР в 1949 году. Сама ГДР созрела до разговоров о тоннеле в 1967 году, но стоимость проекта оказалась неподъёмной для социалистической Германии. Во время же реконструкции вокзала в 1995–2000 годах туннель под зданием разрушили, но от идеи не отказались. Северный портал старого тоннеля в 2010 году:

Новый виток истории проекта начался после объединения Германии. Первые результаты новой планировки были презентованы публике в 1995 году, а уже в следующем году Дойчебан и правительство Саксонии основали совместную компанию проектирования и строительства нового тоннеля — S-Bahn Tunnel Leipzig GmbH. Строительство стартовало 9 июля 2003 года. Во время строительства огромное внимание уделялось предотвращению движения почв и защиты близлежащих домов. Старую арку так вообще пришлось двигать на рельсах и возвращать обратно, с этим помогали голландские инженеры. После завершения строительства наблюдения за состоянием домов вблизи продолжались.

Стройка продолжалось больше 10 лет, первые поезда с пассажирами поехали сквозь тоннель в декабре 2013 года. Было построено два встречных 1,5-километровых тоннеля между центральным вокзалом и станцией Bayerischer Bahnhof с промежуточными остановками на Рыночной площади и площади Вильгельма Льойшнера.

В 2002 году смета проекта составляла 571 млн. евро: 182 млн давало правительство Саксонии, 169 — Европейский Союз, 192 — федеральное правительство Германии, 16,4 — Дойчебан и 12,8 млн. евро город. К 2010 году стоимость выросла до 960 млн. евро. Нервные клетки жителей от разрытой главной площади и перекопанных улиц в расчёт не брались.

Конструкция станций типовая, но на дизайн каждой проводился отдельный архитектурный конкурс. В итоге получились интересные уникальные станции:

Каждый тоннель имеет диаметр 9 метров и рассчитан на прохождение любых типов поездов, которые работают на немецких путях.

Спуски вниз отличаются от привычных наклонных эскалаторов советского метро — дырку рыли открытым способом, после чего просто ставили эскалаторы:

У нас очень боятся использовать голый бетон, хоть при должном проекте и реализации получается очень даже годно:

фото

alex_shutyuk

Для маломобильных и просто ленивых есть лифты. Никаких кнопок связи с оператором — всё работает как дома: нажал, подождал, поехал

Для велосипедистов практически везде есть парковки. То есть если человеку надо куда-то далеко поехать, то он доезжает до станции, оставляет велосипед (или берёт с собой) и едет быстро на электричке. Вот она, многомодальная транспортная система!

Единственные встретившиеся лестницы были на станции «Рыночная площадь». Лифт и эскалаторы у противоположного выхода.

Сквозь туннель проходят 7 различных маршрутов электричек, но путями пользуются и обычные поезда.

Станции хоть и находятся в кривой, но выезжающая подножка убирает зазор между поездом и платформой:

Ещё тут проблемы с вандализмом.

Здесь нет турникетов или рамок контроля — с улицы можно сразу попасть в поезд. Безбилетников же ловят контролёры. Билетный автомат с расписанием и схемами в вестибюле:

Тут же небольшой фирменный супермаркет…

… и туалет (нашёл с трудом):

Компостер и автомат на самой станции. Напомню, что в Германии городские проездные билеты действуют в поездах в границах муниципалитета или определённых зонах.

Станционное убранство:

Крот — символ ремонта железной дороги в Германии:

Станция с подсвеченными стенами бесконечно прекрасная:

Уже представляю, что бы тут мог сделать РЖД…

А ещё я тут встретил лестницу в окно. Идеальное место, чтобы сесть с сосиской в тесте и пивом, наблюдая за поездами! Ну не милота ли?

Теперь серьёзно. В чём соль и почему проект крутой? Растянуть проект на сто лет надо уметь, но немцы молодцы, что не стали рубить с плеча и творить ошибки — транспорт такого не любит. Они смогли за счёт точечного решения создать прямые маршруты магистрального транспорта прямо в историческом центре: это позволяет людям быстро приезжать и наполнять пешеходные улицы, а также перемещаться по всему городу без хлопот и мыслях о метро.

Существующая инфраструктура + правильная организация + локальная достройка = полноценный транспортный каркас. Если какой-нибудь Петербург решится сделать подобное под центом, то город и агломерация поедут без масштабных строек метро на окраинах. В Москве же мы соединим Киевские и Павелецкие вокзалы туннелем под центром и станцией «Кремль» ;)

PS информацию о туннеле наглым образом утащил из Тунель крізь століття

Телеграм, ВК, ФБ, Тик-ток, Твиттер, Инстаграм, Ютуб