Прогулка по Берлину: соединение двух городов, ёлки и детали
Стоит признать, что я ошибался насчёт Берлина. Раньше он мне не нравился, город казался мне каким-то казарменным и искусственным. В этот приезд, несмотря на пару часов в городе, я посмотрел на него уже иначе: живой, разный и насыщенный. В чём-то он похож на Москву за счёт переплетения разной архитектуры, неожиданных открытий и своего особого темпа. В общем, Берлин раскрылся)
В 20 веке город не только сильно пострадал от Второй мировой, но и был разделён двумя государствами. Так как в ГДР все жили слишком хорошо, власти решили отделиться от Западного Берлина стеной. Выглядело это так:
После объединения Германии встал вполне логичный вопрос: как соединить город? Тут надо вспомнить, что любой город должен быть плотным и единым, пустота разрушает связи, несмотря на дороги или мосты. От двух разных Берлинов нужно было избавляться, поэтому пустоту начали застраивать.
столб слева — место прохождения стены
В некоторых местах города куски стены были оставлены для памяти, но основная часть застроена и включена обратно в жизнь города:
Районы получились современными, но пустыми. Возможно мне не повезло со временем, но застройка в этом месте только офисная, что неправильно — нужно строить жильё, офисы и торговлю смешано.
Для сравнения, квартал в двух минутах от места выше:
Везде сохраняется квартальная застройка, хотя порою это просто одно большое квадратное здание:
Кстати, немцы даже временные повороты на стройку делают с островками безопасности:
Это Центральный вокзал Берлина (Berlin Hauptbahnhof) — самый крупный и современный железнодорожный вокзал Европы. Двухуровневый вокзал с 14 путями построен по проекту архитектора Майнхарда фон Геркана, открыт 26 мая 2006 года.
Расположен на месте старого Лертского вокзала, который не дошёл до наших дней.
Какого-то чёрта я решил не заходить внутрь, о чём сильно пожалел после просмотра картинок в гугле:
Железнодорожные подходы к вокзалу с магазинами и кафешками. Поезда ходят быстро, но шума сильного нет.
В целом Берлин строится активно, только по-умному, а не как у нас:
Город искусственно ограничивает высотность и сохраняет функцию улицы при застройке. То есть в центре не будет домов в глубине квартала, а жилые дома можно строить до 9 этажей.
Получается плотные и насыщенные кварталы и соединённый в прямом смысле город, а не раскиданные по полю дома.
Человеческий масштаб, непрерывная застройка без выбитых зубов, открытые первые этажи — всё как мы любим:
Было начало января — берлинцы потихоньку избавлялись от ёлок. В определённое время приезжает мусоровоз и просто забирает деревья:
Не помню, чтобы в 2015 году в городе было много ларьков, а сейчас в центре они встречаются с заметной регулярностью, даже Старбакс был замечен:
... хотя в основном там азиатско-восточная кухня:
Ещё в городе появились знаки-рисунки детей. В последнее время регулярно встречаю такие картинки из США и Европы, но насчёт их эффективности у меня большие сомнения:
Немного из жизни общественного транспорта. Для начала, я опять не покатался на трамваях.
Особенность Берлина в том, что из западной части города трамвай был выпилен и заменён метрополитеном, восточная же часть не пошла по пути ещё одной полосы и закапывания денег, оставив трамвай. Сегодня разделение города можно просмотреть по трамвайной сети, хотя тут думают развивать трамвайное движение по районам — они выяснили, что метро очень муторно и дорого, а трамвай вполне может решить транспортные задачи дешевле и быстрее.
Существующая же сеть доведена до ума, одно удовольствие смотреть на платформы, трамваи и проезд по улицам:
С туманом и мраком даже интереснее:
Кажется, в Германии нет отдельного знака для трамвайной выделенной полосы, вешают автобусный знак и просто допускают трамвай:
Автобусные полосы есть разные, тут вот она переходит во вторую полосу, а для машин остаётся небольшой разрыв для сворота:
Достроенный лифт на станцию городской электрички пришлось размещать посреди проезжей части, но зато движение успокоено, а маломобильные не чувствуют себя угнетёнными:
Что ж Берлин, не прощаемся — мне ещё кататься на жёлтых трамваях!