December 13, 2013

Метробус в России

Наверняка многие из вас слышали о существовании такого вида общественного транспорта, как метробус. Кто не в курсе, это такой дешёвый вариант метро. Отличие в том, что транспорт ходит не под землёй, а на поверхности, плюс вместо поездов- специальные автобусы. Общее же в том, что такая система изолирована от остальных транспортных потоков, а также расстояние между станциями- примерно 1км. (у обычного наземного транспорта остановки расположены через 300-500м.). Таким образом, метробус представляет из себя магистральный общественный транспорт, который позволяет людям передвигаться максимально быстро на дальние расстояния. Плюс, в отличии от метро, организовать систему метробусов в городе можно относительно быстро и недорого.

Такой вид транспорта в мире также известен как BRT (Bus rapid transport), но таких систем не так уж и много, а самая знаменитая из них, пожалуй, находится в Боготе. Для того, чтобы лучше понимать, что именно хотят сделать у нас, в России, я покажу несколько фотографий того, как должна выглядеть такая система.

Вместо остановок- станции, вход на которые возможен лишь через турникеты:

Никаких ступенек, чтобы максимально быстро производить посадку-высадку:

Выделенные полосы:

автор фотографий

griphon

А теперь о том, при чём здесь вообще Россия :)
Дело в том, что похожую систему хотят создать в Уфе. Что самое интересное, как я понимаю, желание больше исходит не от администрации города, а от потенциального инвестора- компании «KAPİTALNET A.Ş.» (Стамбул), которая уже создала подобную систему в Стамбуле.

Конкретно о чём-либо говорить пока рано, прошла всего лишь очередная встреча по данному проекту, где была передана заявка-предложение от компании, но немного информации есть.

Хоть в СМИ и говорится, что речь идёт о частно-муниципальном партнёрстве, но по заявлениям можно понять, что турки готовы сами всё спроектировать и запустить в эксплуатацию, что как бы намекает на прибыльность этого дела и заинтересованность инвестора. Также известно, что всё хотят делать в 2 очереди: первая (23 км.) предположительно пройдет по трассе, на которой пассажиропотока особо нет (точки притяжения: Аэропорт, Мега и конечный район); про вторую особо ничего не сказано, кроме длины- 32 км.

Таким образом, в случае создания такой системы в Уфе, город сначала получит что-то типа аэроэкспресса и лишь потом городскую систему метробуса.

Подвижной состав турецкая сторона предложила двух видов: классический, используемый сегодня, в частности, в Стамбуле и работающий на газовом топливе; второй вариант- метробус нового поколения с гибридным электро-газовым двигателем. Оба варианта представляют собой сочлененные автобусы, 18-ти и 24-х метровой длины:

Но тут, как мне кажется, уместно будет использовать как 18-ти метровые, так и 24-х метробусы и пускать их в зависимости от загруженности.

Подытоживая, могу сказать, что для российских городов такая система может стать спасением в настоящее время, тем более, как показывает эта новость, бОльшую часть затрат на себя может взять вообще частная компания. Надеюсь, Уфа (точнее мэрия) не спугнёт турков и станет "первой ласточкой" в российском опыте, после чего, как показывает практика, другие города тоже зашевелятся в данном вопросе.

Единственное, конечно, хотелось бы, чтобы в случае реализации проекта всё не скатилось до банального экспресса до аэропорта, хотя даже это будет неплохо.