Делай добро и беги
У вас есть два стула: ждать, когда людям надоест убивать свои города плохой застройкой и асфальтом, или же спускать правильные решения сверху. Мир полон примеров низовой инициативы (борьба жителей Амстердама за безопасные улицы), так и спуска хороших идей сверху (Моя улица в Москве, Барселона, Нью-Йорк и тд).
Для создания запроса снизу может потребоваться очень много времени, ведь общественные ценности меняются медленно и обычно для этого требуется шоковая терапия – за это время экономика города может просесть, талантливые люди сбегут от агрессивной среды, а улицы будут в прямом смысле убивать людей из-за плохого дизайна.
Спускание проектов сверху без подготовленной почвы и работы с заинтересованными сторонами обычно натыкается на штыки. Жители консервативны, автомобилисты сплочённые и агрессивные, активисты странные, а чиновники всего боятся – в итоге программы благоустройства либо кардинально упрощаются, либо вовсе отменяются. Сегодня я расскажу вам о трёх примерах, когда благие намерения уткнулись в российские реалии.
Сейчас в России идёт программа Комфортная среда: федерация даёт деньги на проектирование и реализацию, следит за подготовкой проектов местными конторами, а содержание ложится на плечи города. Цель – создать знаковые пространства, с которыми жители смогут сравнивать последующие проекты. То есть создать запрос снизу с помощью хороших пространств. Схема у всего этого дела сложная, потому что если отдать всё на откуп местным, то скорее всего получится программа «турник и урна в каждый двор».
Про главную улицу Красноярска я уже рассказывал: улицу должны были комплексно облагородить за счёт федерации по смелому проекту, но прошлая администрация отдала улицу местным. Сейчас в городе хотят провести ещё одну реконструкцию для исправления прошлогодних косяков, а предприниматели требуют вернуть парковки. В общем, классика – плохая подготовка, низкий (никакой) уровень вовлечённости, KPI по кубометрам асфальта и так далее. В итоге у жителей нет нормальной главной улицы, придётся терпеть ещё одну стройку, а главные косяки не смогут исправить следующие лет 20-30. Зато делали свои.
Подобная история произошла и в Самаре, где хотели к чемпионату по футболу сделать несколько гостевых маршрутов, но всё свелось к замене асфальта, укладке плитки и подкрашиванию фасадов. Хотя здесь ситуация более тёмная и подлая: строители вышли на улицы и начали менять покрытие прямо во время разработки проектов московскими и местными архитекторами. Здесь можно почитать подробнее про самарский звиздец.
В Саратове и Новосибирске теперь каждый житель обсуждает вопросы урбанистики на кухне, а местные элиты используют плитку и успокоение трафика в борьбе за тёплые места. В Новосибирске так вообще умудрились подать в суд на мэрию за создание пешеходной зоны на улице Ленина по выходным – естественно суд не удовлетворил требования автомобилистов, но каков пиар!
Если в Саратове всё же удалось со скрежетом продавить проекты сверху, то в Новосибирске пошли путём обсуждений: воркшопы с заинтересованными сторонами, обсуждения и презентации для широкой публики. Однако всё равно пешеходная зона на улице Ленина сначала превратилась в однополосную дорогу, а после там сделали две полосы – фактически оставили сегодняшнее положение, но с нормальной шириной полос и велодорожкой.
старая картинка, сейчас +1 полоса
Дальше больше – огромный асфальтовый плац, который по какому-то недоразумению считают главной площадью города, решили облагородить: убрать лишний асфальт по бокам, разбить парковку деревьями, сделать фонтан и прямой пешеходный маршрут вдоль Красного проспекта. То есть весьма адекватно и осторожно сделать хотя бы часть площади пригодной для людей.
план: избыток забрали под парковку с деревьями и площадь с фонтаном
Но асфальт – святое для новосибирца:
Вот вы не знаете, а новосибирцы умеют определять талант архитекторов по их фотографиям:
Тут можно вспомнить поговорку про урбанистов: «Я исправляю проблемы, о которых вы не догадывались, решениями, которые вы никогда не поймёте». В Москве программу Моя улица тоже воспринимали в штыки первые годы, а потом люди стали голосовать ногами за безопасные тротуары, деревья на улицах и выделенные полосы для автобусов.
Если Новосибирск и другие города решат слушать самых громких без исследований, опросов и банальных приоритетов, то наши города ещё долго будут убивать людей. Быстрые победы не всегда хороши для города, а компромиссные решения приходится потом переделывать – порою нужно принимать непопулярные решения, чтобы люди почувствовали и увидели позитивные изменения после. Агентам перемен в мэриях, офисах и проектных бюро остаётся делать добро и убегать от жителей.
PS если кто помнит, то долгое время аватар этого блога был как раз «делай добро и беги» – не просто так он там стоял)