February 20, 2018

Самаркандские панельки

В произведении «Пикник на обочине» Стругацких рассказывается об артефактах, которые инопланетная цивилизация оставила на Земле и как люди с трудом и неудачами приспосабливались использовать непонятные вещи. Если кто не читал – рекомендую, но я с вами не просто так поделился этим.

Свободная расстановка домов в квартале без привычного деления на дворы и улицы в середине прошлого века было абсолютно новым явлением для архитектуры. Подход микрорайонной застройки был ответом на стремительную автомобилизацию и попытку подстроить застройку под новые вводные. В первую очередь это было решением для европейских и американских городов, где общество столкнулось с проблемой автомобилей.

У советских градостроителей проблем с машинами не было, но тренд они уловили чётко. Микрорайоны и типовое жильё позволили эффективно решать вопрос квадратных метров того времени, а остальное было не важно. Но если для России и других республик в европейской части такая открытость застройки ещё могла культурно считаться людьми, то для Востока это стало чем-то абсолютно новым.

Самарканд принято делить на городище Афросиаб, колониальную застройку периода Российской империи и древнюю часть с памятниками, узкими улицами и малоэтажными домами. Со спутника различия хорошо видны:

Появление микрорайонов тут – дань снипам и элементарный показатель отсутствия иных подходов к застройке:

Вот так выглядит традиционный дом в Узбекистане: ворота побогаче для отражения статуса, забор побольше и минимум окон, чтобы никто не лез в дела семьи. Основная жизнь семейства текла внутри дома, поэтому фасад был развёрнут вовнутрь, а по центру создавался сад. Вместо улиц здесь были базары.

Можно конечно сказать о глобализации и культурных революциях, но всё это не случается за два поколения в достаточно закрытом консервативном обществе.

Даже колониальная застройка была слишком открытой для местных: уличные окна, фасад, недостаточно закрытый двор. В микрорайонной же застройке места для привычной приватности нет совсем:

Без понятных предпосылок, опыта создания и поддержания подобного жилья всё это кончается самостроем и разрушением:

Советские архитекторы придумывали решения для жаркого климата Узбекистана и старались делать каждый дом уникальным за счёт панно. Но без традиции клубной жизни это всё было обречено на провал. Поэтому о кремлёвских зубцах здесь мало что напоминает:

Потеря самобытности и культуры далеко не самая важная проблема. Сегодня на поддержание подобной застройки просто нет средств. Со слов местных, электричество и воду подают по расписанию.

В таких условиях на поддержание двора средств не остаётся совсем, а он здесь слишком большой. В итоге территория превращается в стоянку:

Где-то всё же сделали небольшой ремонт, но он заключался в бетонировании дороги:

Частная фирма установила детскую площадку. Опустим качество исполнения, но они воткнули её просто посреди парковки:

Активности для взрослых:

Школа:

Безопасность любой ценой:

Дом быта:

Хотели бы тут жить?

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Панельное по теме:

Вильнюс Хельсинки Варшава Будапешт

Берлин Лейпциг Москва