Кострома: настоящая зима и скрытая красота
Сложно вспомнить, сколько раз мне писали «автор, ты видишь только плохое», «ты всё врёшь, вот какие красивые места в этом городе на самом деле!» и так далее. Почему-то многие люди считают, что если поднимать неудобные темы, то человек либо моральный урод, либо ему заплатили. Я же считаю, что решить проблему можно только после признания этой проблемы. Собственно современное направление урбанистики как раз обязано своему появлению городским проблемам.
О Костроме я слышал хорошие отзывы, но после Ярославля не ждал чуда. Вообще бытует миф, что в России нет приятных и хороших городов – везде грязь, развалины памятников, панельки и маршрутки. К счастью, Кострома зимой с легкостью опровергает это.
Русская зима – хороший туристический бренд. Зима подчёркивает красоту, творит невероятные узоры, включает в людях детей и настоящие улыбки. Проблема лишь в том, что в Москве и многих других городах люди собственноручно уничтожили настоящую зиму: реагенты, выхлопы от машин, соль и так далее превращает красоту в дрист. В Костроме же та самая настоящая зима:
Снег полностью меняет пространство: появляются горки, люди лепят снеговиков, кидают снежки в дорожные знаки. Отдельный вид наслаждения – пройти первым по только что выпавшему снегу. Хороший пример, как среда побуждает людей взаимодействовать с собой и вызывает положительные эмоции.
Отдельный плюс снега – он прячет ужасные заборы вдоль улиц. Когда-нибудь в России объявят заборы лженаукой и отправят их на переплавку, распустят ГИБДД и начнут делать безопасные улицы. Пока же хоть несколько месяцев в году их не видно – уже неплохо:
Зима – неотъемлемая часть жизни российских городов, хотя для коммунальщиков это ежегодный сюрприз. Снег надо учитывать ещё на этапе проектирования районов, домов и улиц. Например, в старой части города выпавший снег полностью стирает границы тротуаров и проезжей части, но улица не становится от этого опасной или неудобной:
В новом районе в таких же условиях место превращается в проезд-парковку:
Большие пустые пространства некомфортны для людей, это автомобильный масштаб города. Поэтому тут метр тротуара просят оставить не для прохода бабушки или мамы с ребёнком, а для безопасного сброса снега:
Где тротуар, где можно ехать? Устройство места не даёт понятных инструкций, как действовать и чего ожидать – дизайн места сделан плохо.
Свежий снег хорошо показывает многие ошибки проектирования. Например, как удобно ходить людям и где нужно делать тропинки вместо газона. Для транспортного инженера снег помогает выявлять пустое пространство и реальную траекторию движения машин. Вот тут без какого-либо вреда можно сделать островок и обезопасить переходы:
Здесь вместо асфальтового поля нужна одна небольшая полоса движения и пешеходная площадь:
Снег меняет пространство, но это не должно плохо сказываться на повседневной жизни людей. Тут стоит изучать опыт скандинавских городов, где в первую очередь убирают тротуары, велодорожки, остановки и автобусные полосы – жители должны безопасно дойти до аптеки, доехать до работы или забрать сына из садика. В Костроме с этим большие проблемы:
Если в центре города ситуацию более-менее нормальная, то дальше начинаются горы снега на тротуарах. Бабушка Враг не пройдёт!
Отдельная большая проблема в городе с сосульками. Вроде бы для решения давно придумали бортики и водосточные трубы, но в Костроме что-то пошло не так – сосульки везде, а труба может кончаться прямо над головами прохожих:
В такой ситуации даже как-то неловко говорить про правильные водосточные трубы с уводом воды прямо в ливневую канализацию – тут бы просто научиться делать безопасные скаты.
Ещё в городе проблемы с мусором – ставят самые дешёвые баки без крышки. Из такого разлетается мусор, плодятся крысы и просто воняет в жару.
Давно придуманы пластиковые контейнеры с педалями для открытия крышки. Полуподземные баки решают проблему бродяг и в разы увеличивают ёмкость для мусора. Все эти решения спокойно применяются в России и не портят вид города, но тут свой путь развития:
В Костроме замечательный старый центр города, но собственники домов часто путают рекламную газету и архитектуру:
Фасад дома – часть города, его чистота должна регламентироваться дизайн-кодом. Иначе задумка архитектора теряется под билбордами и вывесками, а подсознание человека начинает блокировать внешние яркие раздражители. Нельзя терять город под пластиковой вывеской.
Вывески не должны доминировать на фасаде, закрывать окна и важные детали – акцент должен быть на доме, а вывеска быть дополнением. Конкуренция бизнеса заключается не в размере и яркости вывески, а в качестве сервиса.
Для сравнения, хорошая вывеска:
Личный комфорт не должен портить среду и архитектуру. Желающий поставить кондиционер или спутниковую тарелку должен или придумать нейтральное аккуратное решение, или переехать. Вариант просто воткнуть сторонний предмет на всеобщее обозрение без согласования городом должен быть исключён. Собственно никто не мешает проложить кабельное телевиденье, поставить блок кондиционера со стороны двора, на балкон или установить охладитель без внешнего блока совсем.
Даже оригинальные окна и двери нельзя менять на первое попавшееся объявление в газете – это часть дома и важные детали всего образа. Именно детали формируют общий вид, поэтому в торговых центрах арендаторам не дают менять окна и двери, а вывески все регламентированы до миллиметров.
Контроль внешнего вида города – больная проблема для России. Дизайн-коды для вывесок потихоньку начинают внедрять в разных городах, но про окна и двери пока даже не говорят. В Костроме же каким-то образом оригинальные решения массово сохранились:
Снаружи оригинальная деревянная дверь, а внутри – пластиковая или железная. Получается хорошее нейтральное решение с точки зрения затрат и сохранения деталей.
Костромские торговые ряды не только одни из самых больших в России, но и хороший пример чистой городской среды – бизнес существует без загрязнения улиц!
Практически все помещения заняты и активно идёт восстановление старых рядов.
Многие опасаются, что без яркой вывески бизнес умрёт, но это не так – хорошая чистая городская среда побуждает людей больше ходить пешком и тратить деньги. Спонтанные покупки совершаются чаще именно пешеходами, поэтому бизнес должен быть заинтересован в комфортных тротуарах и красивой архитектуре с большими окнами для витрин.
Хорошее современное дополнение старых торговых рядов – аккуратные светильники делают место комфортным и завлекают человека в кафе именно этим, а не неоном. По этой же причине летом многие рестораны ставят стульчики и столики у входа – это приятный образ и аккуратное приглашение зайти внутрь без назойливой рекламы.
Сохранность деталей поражает. Два дня мы ходили примерно по одним и тем же улицам – два дня я замечал что-то новое:
Именно за впечатлениями и деталями люди путешествуют, именно за таким набором деталей я и приехал в город:
Архитектура своими деталями, материалами и формами должна благодарить человека, что он подошёл к дому: издалека завлекать формой, а по мере приближения раскрывать детали и рассказывать о себе. Например, этот забор у каланчи выглядит издалека интересным, но при подходе ближе оказывается, что он деревянный!
Советская мозаика в этом плане хорошо оживляет типовую застройку:
Нельзя сказать, что детали в идеальном состоянии, но их не выкинули на свалку – уже большое достижение. В Костроме люди не потеряли свою историю и связь архитектуры со своей эпохой.
В советское время городу досталось: были снесены церкви, исторические ворота и переименованы улицы. Особо знаменит местный Ленин, которого воткнули вместо памятника 300-летию Романовых в центральном парке. Было бы хорошо восстановить историческую справедливость для создания цельной среды, а Ленина увезти в другой парк.
Заодно восстановить въездные ворота со стороны реки и церковный ансамбль сбоку.
Пока же в городе активно расставили QR-коды в важных местах. Запомните простой факт – этим никто не пользуется. Код на внешний ресурс может быть дополнением, но не должен заменять текстовую информацию о месте.
Чиновники очень любят инновационные штуки, но QR-коды лучшее подтверждение, как не нужно выдумывать колесо. Уверен, если поднять статистику заходов на страницы объектов и сравнить это число с потоком людей на улице, то лишь 1 из 100 достаёт телефон и заходит по ссылке.
В общем, лучше красивой таблички с основной информации пока ничего не придумали!
Ещё в городе ужасные автобусные остановки. Китч из дешёвых материалов и узоров будет долго сниться мне в кошмарах:
Хорошая остановка должна не только укрывать человека от дождя и ветра, давать информацию о билетах и маршрутах, но и подходить к разным улицам. Дизайн остановок специально делают нейтральным на случай спального микрорайона, исторического центра и пешеходной улицы – внешний вид не должен перетягивать на себя внимание. Даже красивейшие парижские остановки дополняют улицы собой, но не переводят внимания на себя. Костромские же остановки выглядят аляпово и прямо кричат об этом каждые 300 метров:
Если город хочет разработать свою остановку, то для этого нужна серьёзная архитектурная и дизайнерская проработка. Например, одна рекламная компания в своё время заказала остановки по проекту Нормана Фостера и сейчас ставит их бесплатно во многих городах – они на голову выше такого местного творчества и окупаются за счёт рекламы.
В целом с общественным транспортом скорее плохо, чем хорошо. ПАЗики для перевозки картошки и гробов захватили город. Чаще всего маршрутки и небольшие автобусы дублируют троллейбус, из-за чего нормальный электротранспорт медленно, но верно загибается.
Перед оживлёнными местами встречаются выделенные полосы, что очень хорошо:
В прошлом году тут ремонтировали единственный автомобильный мост без полного закрытия движения. В этой ситуации город сделал единственное правильное решение - сделал выделенную полосу для повышения провозной способности переправы и возможности быстро проехать с одного берега на другой. Увы, но сейчас тут вновь общее движения без какого-либо приоритета автобусов и троллейбусов:
В целом Кострома оставляет очень приятные впечатления после себя. Зимняя сказка с красивой архитектурой и приятными заведениями – сюда хочется вернуться.
Город не стал уничтожать себя, хотя костромские реальности не сильно отличаются от ярославских, тверских, волочковских или псковских. Наверное, вопрос в любви горожан к своему городу и гражданскому обществу. При этом есть множество вариантов, как сделать город ещё лучше. Сейчас идут федеральные программы комфортной среды, где можно получить финансирование и хороший московский опыт по обустройству улиц и площадей – Костроме очень сильно не хватает качественных общественных пространств, которые бы подчеркнули и раскрыли окружающую красоту.
Надо будет приехать сюда ещё летом! Надеюсь увидеть нормальные вывески и таблички!