Как избавить Калининград от пробок? Смените мэра!
Калининград всё же Россия, а не Европа. На прошлой неделе пришло ещё одно подтверждение, что быть рядом с Европой не означает быть на одной волне с ними. Мэр Александр Ярошук в прямом эфире в контексте работ по федеральной программе Безопасные дороги в городе:
С пробками полегче станет, но не намного. Чтобы улучшилось само движение по дорогам, надо больше их количество делать, а также развязок, правых поворотов. У нас сейчас на машину приходится 24 квадратных метра городских дорог. Чтобы более-менее движение было, надо более 45 метров.
Очень обидно, когда мэр крупного города не читает про чужой опыт и не избегает всем известных ошибок. Более того, судя по конкретным цифрам из его слов, этими же качествами обладает его транспортная команда – ведь кто-то считал площадь города, делил на цифру машин из базы ГИБДД и делал вывод о срочной необходимости новых квадратных метров асфальта. Но политика по превращению денег в асфальт приведёт лишь к ухудшению транспортной ситуации в городе.
Решать проблему пробок через расширение много ума не нужно. Так уж случилось, что такое решение кажется интуитивно правильным со стороны пользователя машины: не хватает места на парковке – виновата парковка, затор перед светофором – виноват светофор и пешеходы, улица не едет – нужно просто сделать ещё одну полосу. Многие города уже совершали эту ошибку в прошлом, но добром это не кончилось ни в одном из случаев. Даже в США, где сносили целые районы ради развязок и добились 100 кв.м. на одну машину, всё плохо – из-за постоянных рабочих поездок из пригорода и обратно в 50 крупных агломерациях США общество ежегодно теряет $107 миллиардов.
Микрорайонная структура многих российских городов не предусматривала появления массового автомобиля, хотя имела автомобильный масштаб. После этого как раз появляются подобные цифры от чиновников и автомобилистов – в пробках виноваты архитекторы. На самом деле в пробках виноваты исключительно автомобили, которые занимают слишком много места, но везут крайне мало людей.
К вопросу транспорта нужно подходить исходя из геометрии и математики – места мало, а проехать хочет много людей. С учётом этой страшной, но правдивой мысли, сегодня города поворачиваются лицом к пешеходам и общественному транспорту, которые занимают в разы меньше места, чем 1,3 человека в машине (среднее число). Дальше подключаются вопросы экологии, медицины, развития предпринимательства и так далее – людей с помощью рубля и хорошей инфраструктуры мотивируют ходить пешком и пользоваться велосипедом для небольших поездок.
По интернету ходит много картинок от Илона Маска со списком шагов и «вы здесь» до полёта на Марс. С транспортом можно проделать ту же историю исходя из истории вопроса и мирового опыта:
1. Город для пешеходов и трамваев
2. Появление автомобиля, выпиливание трамвая ради ещё одной полосы. Пробки не пропадают.
3. Расширения улиц за счёт зелени и тротуаров, стройка развязок и подземных переходов, нехватка денег на общественный транспорт. Пробки не пропадают, но теперь машин ещё больше.
4. Создание платных парковок и выделенных полос для общественного транспорта. Гнев автомобилистов.
5. Акции протестов федераций автомобилистов против запрет парковки на главных площадях города и расширения тротуаров. Люди менее активно ездят на машинах и чаще выбирают общественный транспорт.
6. Создание сети велодорожек за счёт проезжей части, восстановление утраченного когда-то трамвая. Гнев немногочисленных автомобилистов-фундаменталистов в социальных группах и слёзы по былым временам без пробок. Люди начинают меньше болеть и легче дышать.
7. Программа нулевой смертности в авариях – успокоение трафиков, засыпка подземных переходов, снос заборов.
8. Основная часть горожан ездит на общественном транспорте, велосипедах и ходит пешком. Родители без опасения отправляют детей в школу на велосипедах одних. Расцвет бизнеса. Общественный транспорт работает как часы. Заторы в 10 минут считаются странным явлением.
Будем считать, что Амстердам или Цюрих на 8 месте, Москва где-то между 4 и 5, Париж на 6, а где же Калининград?